УДК 334.7
ББК 65.290.33
И30
Р. Ф. Яббаров, Э. Ш. Джураев, Н. Л. Персод, С. Г. Самолис
Научные редакторы
И30
Э. Р. Йескомб ; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2015. — 457 с.
ISBN 978-5-9614-1700-5
Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования /
В своей книге профессор Йескомб предлагает уникальное всестороннее описание
процессов, участников и сложившихся мировых практик государственно-частного
партнерства, а также подробно рассказывает об основных финансовых аспектах
реализации проектов ГЧП. Это ему удается, прежде всего, благодаря богатому личному
опыту участия в проектах как со стороны государства, так и со стороны частного сектора.
Книга рекомендована для широкого круга читателей, интересующихся практическими
вопросами финансирования и управления инфраструктурными проектами
с использованием механизмов ГЧП.
УДК 334.7
ББК 65.290.33
Издано при содействии АНО «НИИ корпоративного и проектного управления»,
Евразийского банка развития и Clifford Chance CIS Limited
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы
то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для
частного или публичного использования без письменного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу lib@nonfiction.ru
© Yescombe Consulting Ltd., 2007. Published by
Elsevier Ltd.
This edition of Public-Private Partnerships
Principles of Policy and Finance by E. R. Yescombe
is published by arrangement with ELSEVIER
LINITED of the Boulevard, Langford Lane,
Kidlington, Oxford, OX5 1GB, UK.
ISBN 978-5-9614-1700-5 (рус.)
ISBN 978-0-7506-8054-7 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015
Стр.5
Оглавление
От партнеров издания
Введение
Часть I
Глава 1. Что такое государственно-частное партнерство?
21
§ 1.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 1.2. Объекты общественного назначения и частный сектор . . . . 21
§ 1.3. Виды государственно-частного партнерства . . . . . . . . . . . 22
§ 1.3.1. Определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§ 1.3.2. ГЧП и государственные закупки . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§ 1.3.3. Терминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 1.4. Строительные проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 1.4.1. Концессии и франшизы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 1.4.2. Соглашения о покупке электроэнергии . . . . . . . . . . . . 26
§ 1.4.3. BOO — BOT — BTO — DBFO . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§ 1.4.4. Использование проектного финансирования
для концессий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
§ 1.4.5. Частная финансовая инициатива. . . . . . . . . . . . . . . . 31
§ 1.5. ГЧП и общественная инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . 33
§ 1.6. Типы ГЧП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
§ 1.6.1. Возможность использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 1.6.2. Здания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 1.6.3. Оборудование, системы или сети. . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 1.6.4. Обрабатывающее предприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Глава 2. ГЧП: «за» и «против»
38
§ 2.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
§ 2.2. Новое государственное управление.
ГЧП и приватизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
§ 2.3. Выплаты из бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 2.4. Взаимодополняемость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 2.5. Затраты на финансирование
и перенос риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
§ 2.6. Перенос риска и «эффективность
расходования средств» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
§ 2.6.1. Строительный риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
§ 2.6.2. Риск, связанный с использованием объекта . . . . . . . . . 43
§ 2.6.3. Готовность к эксплуатации и риск несоответствия
объекта требованиям заказчика . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§ 2.6.4. Затраты на обслуживание и эксплуатацию . . . . . . . . . . 43
§ 2.6.5. Практика переноса рисков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§ 2.7. Экономия за счет эффекта масштаба . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 2.8. Распределение затрат на период жизненного цикла
и обслуживания объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
15
18
Стр.6
6
Оглавление
§ 2.9. Преимущества привлечения частных компаний . . . . . . . . 45
§ 2.9.1. Выбор проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
§ 2.9.2. Управление проектами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
§ 2.9.3. Ограниченная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . 46
§ 2.9.4. Эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 2.9.5. Инновации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 2.9.6. Поступления от третьей стороны . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§ 2.9.7. Риск потери и обесценивания капитала . . . . . . . . . . . . 53
§ 2.9.8. Проверка финансового состояния третьей стороной . . . . 53
§ 2.9.9. Проблема «принципал — агент» . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§ 2.10. Реформирование государственного сектора . . . . . . . . . . . 54
§ 2.10.1. Прозрачность и возможность учета . . . . . . . . . . . . . . 54
§ 2.10.2. Опыт проведения государственных закупок . . . . . . . . . 54
§ 2.10.3. Менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 2.10.4. Сравнение ГЧП и системы государственных закупок . . . . 55
§ 2.11. Недостатки ГЧП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 2.12. Гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§ 2.13. ГЧП и политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 3. Распространение ГЧП в странах мира
59
§ 3.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
§ 3.2. Развитие программ ГЧП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
§ 3.3. Законодательная база . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
§ 3.4. Великобритания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
§ 3.4.1. История . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
§ 3.4.2. Развитие программы PFI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§ 3.4.3. Современная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
§ 3.5. Соединенные Штаты Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
§ 3.6. Австралия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§ 3.7. Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
§ 3.8. Южная Корея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
§ 3.8.1. Предыстория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
§ 3.8.2. Развитие программы PPI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§ 3.9. Испания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
§ 3.10. Южная Африка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Часть II
Глава 4. Денежные поступления и инвестиционный анализ
96
§ 4.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
§ 4.2. Чистая дисконтированная стоимость,
или дисконтированный поток денежных средств . . . . . . . . 96
§ 4.3. Внутренняя норма рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . 99
§ 4.4. Проблемы, связанные с исчислением чистой
дисконтированной стоимости и внутренней нормы
рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
§ 4.4.1. NPV и масштаб проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
§ 4.4.2. IRR и отток или приток денежных средств . . . . . . . . . . 100
§ 4.4.3. IRR и реинвестирование денежных средств . . . . . . . . . 101
§ 4.4.4. IRR и различные сроки существования проектов . . . . . . 103
§ 4.4.5. Единая дисконтная ставка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
§ 4.4.6. Денежные вложения и риск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Стр.7
Оглавление
7
§ 4.5. Использование расчетов для ГЧП . . . . . . . . . . . . . . . . 104
§ 4.5.1. Расчеты, производимые государственными
органами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
§ 4.5.2. Расчеты, производимые инвесторами . . . . . . . . . . . . . 104
§ 4.5.3. Использование расчетов в соглашениях о ГЧП . . . . . . . . 105
§ 4.5.4. Расчеты, производимые кредиторами . . . . . . . . . . . . . 105
Глава 5. Принятие решений об инвестировании
в государственном секторе
106
§ 5.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
§ 5.2. Экономическое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
§ 5.2.1. Внешние эффекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
§ 5.2.2. Анализ доходов и расходов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
§ 5.2.3. Ставка дисконтирования государственного сектора . . . . 108
§ 5.2.4. Ставка доходности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
§ 5.3. Оценка эффективности расходования средств
и компаратор государственного сектора . . . . . . . . . . . . 110
§ 5.3.1. Сравнение затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
§ 5.3.2. Дисконтная ставка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
§ 5.3.3. Поправки с учетом переноса риска. . . . . . . . . . . . . . . 113
§ 5.3.4. Доходы от налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
§ 5.3.5. Надежность КГС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
§ 5.4. Обоснованная стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
§ 5.5. Постановка на баланс государственного сектора . . . . . . . 116
§ 5.5.1. Концессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
§ 5.5.2. PFI-капитализируемая и оперативная аренда . . . . . . . . 119
§ 5.5.3. PFI-решение, предложенное Евростатом . . . . . . . . . . .120
§ 5.5.4. PFI-решение, предложенное Великобританией . . . . . . .121
Глава 6. Проведение государственных конкурсов
и контроль исполнения соглашений
124
§ 6.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
§ 6.2. Управление проектом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
§ 6.2.1. Команда проекта и методы руководства. . . . . . . . . . . . 125
§ 6.2.2. Обзор проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
§ 6.3. Процедура проведения конкурса. . . . . . . . . . . . . . . . . 127
§ 6.3.1. Процесс подачи заявок на конкурс . . . . . . . . . . . . . . .127
§ 6.3.2. Зондирование игроков на рынке . . . . . . . . . . . . . . . .128
§ 6.3.3. Предварительный конкурс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
§ 6.3.4. Тендерная документация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
§ 6.3.5. Общение с участниками конкурса . . . . . . . . . . . . . . . 130
§ 6.3.6. Рассмотрение заявок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
§ 6.3.7. Рентабельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
§ 6.3.8. Переговоры по завершении конкурса . . . . . . . . . . . . . 132
§ 6.3.9. Присуждение контракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
§ 6.4. Другие проблемы, связанные с проведением конкурса . . . 134
§ 6.4.1. Гарантия финансирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
§ 6.4.2. Заявки, не соответствующие условиям конкурса . . . . . . 134
§ 6.4.3. Изменения в составе участников . . . . . . . . . . . . . . . . 134
§ 6.4.4. Внесение залога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
§ 6.4.5. Возмещение расходов на участие в конкурсе . . . . . . . . . 135
§ 6.4.6. Возможные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
§ 6.4.7. Предложения, сделанные без объявления конкурса. . . . . 135
§ 6.5. Комплексная юридическая оценка. . . . . . . . . . . . . . . . 136
§ 6.5.1. Проектные решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Стр.8
8
Оглавление
§ 6.5.2. Соглашения о субподряде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
§ 6.5.3. Финансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
§ 6.5.4. Завершение оформления
финансовых аспектов проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
§ 6.6. Контроль за исполнением соглашения . . . . . . . . . . . . . 138
§ 6.6.1. Проектное решение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
§ 6.6.2. Субподрядчики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
§ 6.6.3. Надзор за ходом строительных работ . . . . . . . . . . . . . 139
§ 6.6.4. Финансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
§ 6.6.5. Оказание услуг до завершения проекта . . . . . . . . . . . .140
§ 6.6.6. Приемка объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
§ 6.6.7. Этап эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
§ 6.6.8. Передача объекта государственным органам . . . . . . . .140
§ 6.7. Привлечение независимых консультантов . . . . . . . . . . . 141
§ 6.7.1. Финансовый консультант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
§ 6.7.2. Консультации по правовым вопросам . . . . . . . . . . . . .143
§ 6.7.3. Технические консультанты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
§ 6.7.4. Консультации в области страхования . . . . . . . . . . . . .145
§ 6.7.5. Стоимость услуг консультантов . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Глава 7. Перспективы привлечения частных инвесторов
146
§ 7.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
§ 7.2. Инвестиционный пул . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
§ 7.2.1. Спонсоры и прочие первичные инвесторы . . . . . . . . . .146
§ 7.2.2. Вторичные инвесторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
§ 7.2.3. Ограничения прав на передачу собственности
на акции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
§ 7.3. Принятие решения об инвестировании. . . . . . . . . . . . . 151
§ 7.3.1. Стоимость капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
§ 7.3.2. Внутренняя норма рентабельности
на собственный капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
§ 7.3.3. Собственный капитал компании
и субординированный долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
§ 7.3.4. Покупка акций и доход от инвестиций. . . . . . . . . . . . . 158
§ 7.4. Проведение конкурса и реализация проекта. . . . . . . . . . 159
§ 7.5. Проблемы, связанные с совместными предприятиями. . . . 160
§ 7.6. Проектная компания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
§ 7.6.1. Структура компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
§ 7.6.2. Соглашение между акционерами. . . . . . . . . . . . . . . . 162
§ 7.6.3. Управление и эксплуатация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
§ 7.7. Приглашенные консультанты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Часть III
Глава 8. Проектное финансирование и ГЧП
166
§ 8.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
§ 8.2. Эволюция проектного финансирования . . . . . . . . . . . . 166
§ 8.3. Особенности проектного финансирования . . . . . . . . . . 168
§ 8.4. Рынок проектного финансирования. . . . . . . . . . . . . . . 169
§ 8.4.1. Масштабы рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
§ 8.4.2. Проектное финансирование и структурированное
финансирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Стр.9
Оглавление
9
§ 8.5. Зачем использовать проектное финансирование
для ГЧП? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
§ 8.5.1. Преимущества для инвесторов . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
§ 8.5.2. Преимущества для государственных органов . . . . . . . .177
§ 8.5.3. Корпоративные финансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Глава 9. Финансирование частных компаний:
источники и процедуры
179
§ 9.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
§ 9.2. Роль консультанта по финансовым вопросам . . . . . . . . . 179
§ 9.3. Коммерческие банки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
§ 9.3.1. Основные банки, занятые проектным
финансированием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
§ 9.3.2. Организаторы облигационных займов
и финансовые консультанты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
§ 9.3.3. Письма обязательства и письма о намерениях . . . . . . . . 185
§ 9.3.4. Комплексная юридическая оценка
со стороны кредиторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
§ 9.3.5. Соглашение об основных условиях,
подписка и документация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
§ 9.3.6. Организация ведущим банком синдиката
для предоставления кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
§ 9.3.7. Посреднические операции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
§ 9.4. Выпуск облигаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
§ 9.4.1. Комплексная юридическая проверка . . . . . . . . . . . . . 193
§ 9.4.2. Размещение облигаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
§ 9.4.3. Рынок облигаций для проектного финансирования. . . . . 196
§ 9.4.4. Узкоспециализированные страховые компании . . . . . . . 197
§ 9.5. Банковские займы и облигации . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
§ 9.6. Мезонинный долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Часть IV
Глава 10. Финансовая структура
202
§ 10.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
§ 10.2. Финансовая модель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
§ 10.3. Входные и исходящие параметры модели. . . . . . . . . . . . 204
§ 10.3.1. Макроэкономические предпосылки . . . . . . . . . . . . . .204
§ 10.3.2. Расходы на приобретение основного капитала. . . . . . . . 204
§ 10.3.3. Затраты на содержание и текущий ремонт объекта
и операционные расходы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
§ 10.3.4. Доходы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
§ 10.3.5. Выходные параметры модели . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
§ 10.3.6. Чувствительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
§ 10.3.7. Аудит модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
§ 10.3.8. Базовый сценарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
§ 10.4. Затраты на финансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
§ 10.4.1. Кредитная маржа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
§ 10.4.2. Дополнительные затраты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .211
§ 10.4.3. Комиссионные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
§ 10.4.4. Комиссия за резервирование . . . . . . . . . . . . . . . . . .212
§ 10.4.5. Агентская комиссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
§ 10.4.6. Облигации и другие инструменты
с фиксированной ставкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Стр.10
10
Оглавление
§ 10.5. Структура долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
§ 10.5.1. Сроки кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
§ 10.5.2. Схема погашения задолженности . . . . . . . . . . . . . . .214
§ 10.5.3. Средняя продолжительность выплаты кредитов . . . . . . . 216
§ 10.5.4. Интервал между окончательной выплатой долга
и завершением срока действия соглашения о ГЧП . . . . .217
§ 10.5.5. Гибкость в погашении долга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
§ 10.5.6. Крупные единовременные выплаты долга
в конце срока погашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
§ 10.5.7. Автоматическое перечисление избыточных
денежных средств на погашение задолженности . . . . . .220
§ 10.5.8. Прирост задолженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
§ 10.5.9. Резерв на непредвиденные расходы . . . . . . . . . . . . . .221
§ 10.6. Коэффициент покрытия пассивов
собственным капиталом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
§ 10.6.1. Свободные денежные средства
для обслуживания долга (CADS) . . . . . . . . . . . . . . . .223
§ 10.6.2. Ежегодный коэффициент покрытия долга . . . . . . . . . .224
§ 10.6.3. Коэффициент покрытия срока кредита . . . . . . . . . . . .225
§ 10.6.4. Коэффициент покрытия срока службы
проектируемого объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
§ 10.6.5. Расчет коэффициента покрытия . . . . . . . . . . . . . . . .226
§ 10.6.6. Другие проблемы, возникающие в связи с расчетами
коэффициента покрытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
§ 10.7. Отношение коэффициента покрытия к соотношению
собственных и заемных средств и прибыль от акций. . . . . 229
§ 10.8. Вопросы ведения бухгалтерского учета
и налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
§ 10.8.1. Расчет налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
§ 10.8.2. Налоговые платежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
§ 10.8.3. Дивидендная ловушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Глава 11. Финансовое хеджирование
§ 10.9. Право регресса по отношению к спонсорам . . . . . . . . . . 234
237
§ 11.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
§ 11.2. Риск изменения процентной ставки . . . . . . . . . . . . . . . 237
§ 11.2.1. Хеджирование, которое проводят
государственные органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
§ 11.2.2. Свопы процентных ставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
§ 11.2.3. Риск и потери из-за досрочного
расторжения соглашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
§ 11.2.4. Методы расчета ставок по свопам процентных ставок . .244
§ 11.2.5. Ведение документации ISDA . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
§ 11.2.6. Кредитная премия и штраф за досрочное
прекращение сделки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
§ 11.2.7. Масштаб и длительность хеджирования
ставки процента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
§ 11.2.8. Ценовая конкуренция при заключении своп-сделок . . . 248
§ 11.2.9. Риск пролонгирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
§ 11.2.10. Другие виды хеджирования ставки процента. . . . . . . . 250
§ 11.2.11. Повторное депонирование дохода от облигаций
(гарантированное инвестиционное соглашение) . . . . .251
§ 11.2.12. Расходы при досрочном погашении облигаций . . . . . .252
§ 11.2.13. Период от подачи заявок до завершения оформления
финансовых аспектов проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . 254
§ 11.2.14. Следует ли проектной компании заниматься
хеджированием процентных ставок?. . . . . . . . . . . . . 257
Стр.11
Оглавление
11
§ 11.3. Проблема инфляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
§ 11.3.1. Инфляция номинальная и реальная . . . . . . . . . . . . .258
§ 11.3.2. Индексы инфляции и прогнозы . . . . . . . . . . . . . . . .260
§ 11.3.3. Прогнозы уровня инфляции . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
§ 11.3.4. Влияние проиндексированной платы
за услуги на структуру финансирования. . . . . . . . . . . 263
§ 11.3.5. Следует ли проводить полную индексацию
платы за услуги? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
§ 11.3.6. Кредиты, индексируемые с учетом темпов инфляции. . . 266
§ 11.3.7. Инфляционный арбитраж . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
§ 11.3.8. Штраф за досрочное погашение. . . . . . . . . . . . . . . . 270
§ 11.3.9. Инфляционные свопы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
§ 11.3.10. Своп ограниченного изменения уровня цен . . . . . . . . 273
§ 11.3.11. Соединение свопа процентной ставки
и инфляционного свопа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
§ 11.3.12. Роль государственных органов . . . . . . . . . . . . . . . . 274
§ 11.3.13. Индекс инфляции не подходит для страхования риска . . 275
Глава 12. Как кредиторы управляют денежными средствами
Вопросы страхования и взыскания задолженности
277
§ 12.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
§ 12.2. Контроль движения кассовой наличности . . . . . . . . . . . . 277
§ 12.2.1. Счет расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
§ 12.2.2. Отказ от предоставления средств . . . . . . . . . . . . . . . . 279
§ 12.2.3. Движение кассовой наличности по каскадной схеме . . . . 279
§ 12.2.4. Резервные счета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
§ 12.2.5. Контроль за распределением прибыли
между инвесторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
§ 12.3. Обеспечение кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
§ 12.3.1. Обеспечение соглашений и финансовых средств . . . . . .285
§ 12.3.2. Обеспечение акций проектной компании. . . . . . . . . . . 286
§ 12.3.3. Прямые соглашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
§ 12.4. Роль страхования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
§ 12.4.1. Страховые брокеры и консультанты . . . . . . . . . . . . . .288
§ 12.4.2. Страхование на этапе строительства. . . . . . . . . . . . . . 289
§ 12.4.3. Страховки, которые оформляются на этапе эксплуатации. . 291
§ 12.4.4. Франшиза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
§ 12.4.5. Риск превышения расходов на выплату
страховой премии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
§ 12.4.6. Нестрахуемые риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .293
§ 12.4.7. Контроль за страховыми поступлениями . . . . . . . . . . .294
§ 12.4.8. Требования, предъявляемые кредиторами . . . . . . . . . .295
§ 12.5. Случаи неисполнения обязательств . . . . . . . . . . . . . . . 296
§ 12.6. Проблемы в отношениях между кредиторами . . . . . . . . . 298
§ 12.6.1. Поставщики свопов процентных ставок. . . . . . . . . . . . 298
§ 12.6.2. Кредиторы, выдающие кредит под твердый процент . . . .299
§ 12.6.3. Кредиты, индексируемые с учетом инфляции, или свопы . . 300
§ 12.6.4. Кредиторы второй очереди . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
§ 12.6.5. Кредиторы, предоставляющие субординированные
кредиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Часть V
Глава 13. схема начисления платы за услуги
302
§ 13.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
§ 13.2. Предмет соглашения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Стр.12
12
Оглавление
§ 13.3. Структура оплаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
§ 13.3.1. Условия соглашения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
§ 13.3.2. График платежей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
§ 13.3.3. Выплата дохода на этапе строительства . . . . . . . . . . . .306
§ 13.3.4. Задержка при завершении строительства. . . . . . . . . . . 307
§ 13.3.5. Увеличение расходов на приобретение
основного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
§ 13.3.6. Выплаты по инвестициям в пользу
государственных органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
§ 13.3.7. Выплаты дохода в пользу государственных органов. . . . . 308
§ 3.4. Платежи, основанные на степени использования объекта . 309
§ 13.4.1. Требования к концессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
§ 13.4.2. Размеры дорожных пошлин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
§ 13.4.3. Финансовая поддержка государственных органов. . . . . . 311
§ 13.4.4. Ограничение доходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
§ 13.4.5. Скрытая плата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
§ 13.4.6. Штрафные санкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
§ 13.5. Оплата за готовность к эксплуатации . . . . . . . . . . . . . . 317
§ 13.5.1. Неготовность объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
§ 13.5.2. Качество услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321
§ 13.5.3. Замена субподрядчиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .322
§ 13.5.4. Другие показатели для оценки результатов работы . . . . .323
§ 13.6. Смешанное использование и плата
за готовность объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Глава 14. Оценка и перенос риска
§ 13.7. Третьи лица и вторичные доходы . . . . . . . . . . . . . . . . 323
324
§ 14.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
§ 14.2. Принципы переноса риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
§ 14.3. Таблица рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
§ 14.4. Политические риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
§ 14.5. Риски, связанные с площадкой проекта. . . . . . . . . . . . . 332
§ 14.5.1. Приобретение площадки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
§ 14.5.2. Состояние грунта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
§ 14.5.3. Разрешительная документация . . . . . . . . . . . . . . . . .334
§ 14.5.4. Влияние проекта на окружающую среду
и связанные с этим риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .334
§ 14.5.5. Археологическая и палеонтологическая экспертиза. . . . . 335
§ 14.5.6. Право доступа на территорию площадки
и ограниченное право пользования ею . . . . . . . . . . . .335
§ 14.5.7. Подключение площадки к коммунальным сетям. . . . . . . 336
§ 14.5.8. Противники проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .336
§ 14.5.9. Использование невостребованной земли . . . . . . . . . . .336
§ 14.6. Риски, связанные со строительством объекта . . . . . . . . . 337
§ 14.6.1. Соглашение о субподряде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
§ 14.6.2. Строительная организация-субподрядчик . . . . . . . . . .339
§ 14.6.3. Корректировка цен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .342
§ 14.6.4. Риски строительной организации-субподрядчика . . . . . . 343
§ 14.6.5. Доход во время строительства. . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
§ 14.7. Риск несвоевременного завершения проекта. . . . . . . . . . 344
§ 14.7.1. Задержки по вине субподрядчика. . . . . . . . . . . . . . . . 344
§ 14.7.2. Другие причины задержек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
§ 14.7.3. Риск при проектировании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
Стр.13
Оглавление
13
§ 14.7.4. Производственные показатели после завершения
строительства объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
§ 14.8. Риски, связанные с этапом эксплуатации. . . . . . . . . . . . 349
§ 14.8.3. Выручка от платежей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
§ 14.8.4. Готовность объекта и качество услуг. . . . . . . . . . . . . . 353
§ 14.8.5. Операционные расходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353
§ 14.8.6. Техническое обслуживание и текущий
ремонт объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
Глава 15. Изменения в ситуации и расторжение соглашения
§ 14.8.1. Риск недостаточного использования. . . . . . . . . . . . . . 349
§ 14.8.2. Риск, связанный с окружением (социальным и т. д.)
проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
356
§ 15.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
§ 15.2. Компенсационные случаи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
§ 15.2.1. Финансовое равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .357
§ 15.2.2. Проведение тендера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
§ 15.2.3. Изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .359
§ 15.2.4. Риски государственных органов . . . . . . . . . . . . . . . .360
§ 15.2.5. Изменения в законодательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
§ 15.3. Случаи освобождения от ответственности. . . . . . . . . . . . 363
§ 15.4. Вмешательство и замена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
§ 15.4.1. Вмешательство в чрезвычайных ситуациях. . . . . . . . . . 364
§ 15.4.2. Вмешательство кредиторов и замена . . . . . . . . . . . . .364
§ 15.5. Досрочное расторжение соглашения по причине отказа
проектной компании от исполнения своих обязательств . . 366
§ 15.5.1. Выплата оставшейся части долга . . . . . . . . . . . . . . . .368
§ 15.5.2. Стоимость активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369
§ 15.5.3. NPV ожидаемого движения кассовой наличности . . . . . . 369
§ 15.5.4. Расчет скорректированного базового сценария . . . . . . . 370
§ 15.5.5. Продажа на открытом рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
§ 15.5.6. Отказ от исполнения обязательств
на этапе строительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
§ 15.5.7. Усиление финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
§ 15.6. Расторжение соглашения по желанию заказчика или отказ
государственных органов от исполнения обязательств . . . 374
§ 15.7. Досрочное расторжение соглашения
при форс-мажорных обстоятельствах . . . . . . . . . . . . . . 377
§ 15.8. Досрочное расторжение вследствие коррупции . . . . . . . . 379
§ 15.9. Досрочное расторжение соглашения и субподрядчики. . . . 379
§ 15.10. Налоговые последствия выплаты компенсации
за досрочное расторжение соглашения . . . . . . . . . . . . . 379
§ 15.11. Погашение в конце срока, риск, связанный со стоимостью,
дисконтируемой на конец периода, и возврат . . . . . . . . . 380
Часть VI
Глава 16. Проведение конкурса на привлечение финансирования,
рефинансирование долга и продажа акций
383
§ 16.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
§ 16.2. Проведение конкурса на привлечение финансирования. . . 384
Стр.14
14
Оглавление
§ 16.2.1. Цель проведения конкурса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
§ 16.2.2. Как проводится конкурс на привлечение
финансирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
§ 16.2.3. Рефинансирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .387
§ 16.3. Конкурс на привлечение акционерного капитала. . . . . . . 387
§ 16.4. Рефинансирование долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
§ 16.4.1. Что представляет собой рефинансирование?. . . . . . . . . 389
§ 16.4.2. Преимущества рефинансирования для инвесторов . . . . .390
§ 16.4.3. Следует ли добиваться согласия государственных
органов на проведение рефинансирования? . . . . . . . . .393
§ 16.4.4. Случаи вынужденного рефинансирования . . . . . . . . . .394
§ 16.4.5. Следует ли государственным органам пользоваться
преимуществами рефинансирования? . . . . . . . . . . . .394
§ 16.4.6. Расчет выгоды от рефинансирования . . . . . . . . . . . . .396
§ 16.4.7. Распределение выгоды от рефинансирования . . . . . . . .398
§ 16.4.8. Рефинансирование и продление
срока действия соглашения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399
§ 16.4.9. Следует ли применять распределение выгоды
от рефинансирования во всех случаях? . . . . . . . . . . . .400
Глава 17. альтернативные модели
§ 16.5. Продажа акций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
404
§ 17.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
§ 17.2. Проведение конкурса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
§ 17.2.1. Проектирование, строительство
и эксплуатация (DBO) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405
§ 17.2.2. Государственно-государственные партнерства. . . . . . . . 406
§ 17.3. Изъятие в период после завершения строительства . . . . . . 407
§ 17.3.1. Проектирование — строительство — предоставление
обеспечения — эксплуатация (DBGO) . . . . . . . . . . . . .407
§ 17.3.2. Финансирование строительства с изъятием . . . . . . . . .407
§ 17.4. Финансирование государственного долга . . . . . . . . . . . . 408
§ 17.4.1. Целевое кредитование с использованием гарантий. . . . . 408
§ 17.4.2. Развитие государственного сектора
или финансирование инфраструктурного банка. . . . . . . 410
§ 17.4.3. Международные финансовые институты (МФИ) . . . . . . 411
§ 17.4.4. Европейский инвестиционный банк . . . . . . . . . . . . . . 412
§ 17.5. ГЧП-совместные предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
§ 17.6. Некоммерческие организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
§ 17.6.1. Организации с «незначительным собственным
капиталом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
§ 17.6.2. Публичные доверительные фонды . . . . . . . . . . . . . . .421
словарь терминов и аббревиатур
Дополнительные материалы
430
Положение о порядке подготовки
и заключения соглашений о ГЧП: практический обзор . . . . . . . . . . . . . 47
ГЧП в России: краткий исторический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Действующие лица ГЧП в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Закон о концессионных соглашениях — статус-кво в РФ. . . . . . . . . . . . 425
Стр.15