Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы исследования в психологии

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц126
ID807593
АннотацияВ пособии представлены материалы для знакомства методологическими и методическими основами количественного и качественного подходов к организации психологического исследования. Пособие также содержит задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы и задания, которые способствуют лучшему усвоению материалов. Предназначено для обучающихся по направлению 37.04.01 «Психология».
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 Психология
ISBN978-5-9793-1792-2
УДК159.9.072.5(075.8)
ББК88.3я73
Методы исследования в психологии / И.В. Бадиев, Б.А. Гунзунова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2022 .— 126 с. — ISBN 978-5-9793-1792-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/807593 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методы_исследования_в_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.125
Методы_исследования_в_психологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Утверждено Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2022 1
Стр.1
УДК 159.9.072.5(075.8) Утверждено к печати ББК 88.3я73 М 545 Р. Д. Санжаева доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ Я. О. Жебрун директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ В авторской редакции редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты М 545 Методы исследования в психологии: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Бадиев, Б. А. Гунзунова – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. – 126 с. ISBN 978-5-9793-1792-2 В пособии представлены материалы для знакомства методологическими и методическими основами количественного и качественного подходов к организации психологического исследования. Пособие также содержит задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы и задания, которые способствуют лучшему усвоению материалов. Предназначено для обучающихся по направлению 37.04.01 «Психология». УДК 159.9.072.5(075.8) ББК 88.3я73 ISBN 978-5-9793-1792-2 2 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2022
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии» является обязательной базовой частью в общенаучном цикле ООП. Курс систематизирует знания из различных областей психологии применительно к области методов исследования. Курс взаимосвязан с курсами «Методологические проблемы психологии» и «Планирование теоретико-эмпирических исследований»; является центральной частью методического общепрофессионального блока дисциплин, базируется на теоретических и практических знаниях истории психологии, методологии и теоретических направлений в психологии, психологии личности и психологии группы и др. Настоящее пособие способствует формированию системного профессионального мышления психолога, знакомит его с новейшими тенденциями в области психологии, снабжает арсеналом методов научного исследования, лежит в основе практик и реализации научно - исследовательской работы, необходим для освоения специальных дисциплин магистрантов. Цель учебно-методического пособия - формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов. Курс содержит развернутый обзор основных методов качественного и количественного исследования. В основу логики изложения курса заложена классификации методов психологии Б. Г. Ананьева. В пособие последовательно рассматриваются методы организационные, эмпирические методы психологического исследования, методы обработки и интерпретации полученных данных. Первый два раздела посвящены подходам к классификации методов исследования. Рассматриваются классификации Б. Г. Ананьева и В. Н. Дружинина. Рассматривается соотношение количественной и качественной методологии исследования в психологии. Каждый последующий раздел пособия посвящен отдельной группе методов: организационным, методам сбора эмпирических данных, методам обработки полученных данных, методам интерпретации. Данные группы методов рассматриваются с позиции дихотомии количественной и качественного исследования. Таким образом, у 3
Стр.3
студентов формируется целостное представление о методологии психологического исследования, соотношении и взаимодействии внутри исследования количественных и качественных подходов на всех его этапах. В разделе, посвященном обработке эмпирических данных, статистические методы рассматриваются сквозь призму современного программного статистического обеспечения. На примерах рассматриваются способы статистической обработки результатов исследований, подтверждения или опровержения статистической нулевой гипотезы, рассматриваются современные методы математического анализа, такие как дисперсионный, кластерный, эксплораторный факторный и конфирматорный факторный анализы. Что дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями использования статистики в исследованиях, а более продвинутому студенту овладеть базовым набором методов на самом современном уровне. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследования в психологии» являются формирование комплексного научного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии» относится к блоку 1 «Дисциплины (Модули)», обязательная часть (Б1.006). Дисциплина систематизирует знания из различных областей психологии в контексте методологических оснований, методов и фиксированной совокупности операций исследовательской деятельности. Дисциплина взаимосвязана с курсами «Методологические проблемы психологии» и «Планирование теоретико-эмпирических исследований» и выступает центральной частью методического общепрофессионального блока дисциплин. Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии» базируется на теоретических постулатах общей психологии, истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики. Настоящая дисциплина способствует формированию системного профессионального мышления психолога, знакомит его с 4
Стр.4
новейшими тенденциями в области психологии, снабжает арсеналом методов научного исследования, необходимых для подготовки научно-исследовательской работы, прохождения научноисследовательской и производственной практик, а также для освоения специальных дисциплин. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследования в психологии» В результате освоения данной ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОПК-1 Способен организовывать научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии. ОПК-1.1 Руководствуется основными принципами и процедурами научного исследования, методами критического анализа и оценки научных достижений и исследований в области психологии, экспериментальными и теоретическими методами научноисследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - соотношение понятий «методология», «метод», «методика»; - основные принципы естественно-научной и гуманитарной парадигм и особенности познания в контексте указанных парадигм; - классификацию психологических методов анализа и измерения в психологии, их возможности и ограничения; - основы и особенности выдвижения психологических гипотез и их проверки; - специфику обработки данных, полученных при помощи качественных и количественных методов сбора информации; - основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления, пути и способы их недопущения и компенсации. уметь: - ориентироваться в современных научных концепциях и исследованиях, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов и методик для конкретного психологического исследования проблемы; 5
Стр.5
- организовать и провести психологическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, используя качественные и количественные методы получения эмпирических данных; - разрабатывать программу исследования в соответствии с поставленными задачами; - применять стандартные исследовательские методики; - учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность эмпирических данных и их интерпретации. владеть навыками: - планирования, организации и проведения психологического исследования; - оптимального выбора и разработки психологических измерительных процедур; - оценки степени применимости конкретных методик, выбора наиболее адекватных методик анализа и разрешения психологических проблем; - разработки психологически обоснованных рекомендаций. 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ Контрольный тест Вопросы для самостоятельной подготовки СООТНОШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки СБОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ: ИЗМЕРЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБСЕРВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ОБОБЩЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки ШКАЛИРОВАНИЕ69 Контрольный тест Вопросы для самоподготовки СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ (C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАКЕТА SPSS) Контрольный тест Вопросы для самоподготовки МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ Контрольный тест Вопросы для самоподготовки БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 125 3 7 9 10 11 23 24 25 30 31 32 32 40 40 41 54 54 55 60 61 62 62 67 68 69 78 78 79 114 115 116 120 121 122
Стр.125

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ