Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Русския древности в памятниках искусства, издаваемыя графом И. Толстым и Н. Кондаковым Древности скифо-сарматския. Вып. 2 (190,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц166
ID80132
Русския древности в памятниках искусства, издаваемыя графом И. Толстым и Н. Кондаковым Древности скифо-сарматския. Вып. 2 .— : [Б.и.], 1889 .— 166 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80132 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Группа Ски овъ на ваз изъ Куль-Обскаго кургана. <...> * 4 лась Ски ами, а вскор посл Геродота—Сарматами, по имени иранскаго, иаибол е сплоченнаго и культурыаго племени, пришедшаго на берега Доыа и Азовскаго моря отъ западнаго берега Каспія. <...> Иначе поступаетъ въ своемъ комментаріи Страбонъ, который имя Абіевъ объясняетъ бездомностыо племенъ, живущихъ въ кибиткахъ, и считаетъ какъ Абіевъ, такъ и Гиппемолговъ и Галактофаговъ Ски ами и Сарматами. <...> 308 — З 1 0 ) ; знаеть тамъ и Тавровъ, и многоконное племя Агавовъ, Геродотовскихъ Меланхленовъ и Гомеровскихъ мужей Гиппемолговъ, Невровъ и Гиппоподовъ, этимъ см шеніемъ миеологическихъ именъ желая дать представленіе о сказочной, полной чудесъ и дивъ страи . <...> X.) говоритъ (VII, у), что къ Александру Великому приходили въ Азіи «послы Абіевъ Ски овъ, освобоДившихся посл Кира, но тогда об щавшихся исполнить повел нія (Александра); о н и х ъ было изв стно, что это справедлив йшіе изъ варваровъ; они, если ихъ не раздражали, удерживались отъ употребленія оружія; ум ренно и справедливо пользуясь свободою, они д лали своими начальниками (даже) людей низкаго происхожденія». <...> Амміанъ Марцеллинъ, писатель IV в ка по Р. <...> X.), отождествляющаго ихъ съ Киммеріянами) свид тельство знакомства этого поэта съ кочевниками припонтійскихъ степей, носившими общее имя Ски овъ. <...> Имя Киммеріянъ впервые упоминается у Гомера (Одиссея, XI, 1 4 — 1 9 ) «Тамъ Киммеріянъ печальная область, покрытая в чно влажнымъ туманомъ и мглой облаковъ; никогда не являетъ оку людей тамъ лица лучезарнаго Геліосъ, землю-ль онъ покидаетъ, всходя на зв здами обильнос небо, съ <...>
Русския_древности_в_памятниках_искусства,_издаваемыя_графом_И._Толстым_и_Н._Кондаковым_Древности_скифо-сарматския._Вып._2.pdf
Стр.1
РУССЕІЯ рвнот ВЪ ПАМЯТНИКАХЪ ИСКУССТВА, ИЗДАВАЕМЫЯ графомъ И. ТОЛСТЫЖЪ и Н. КОНДАКОВЫЖЪ. ВЫПУСКЪ ВТОРОЙ. ДРЕВНООТЙ 0КИ 0-0АРМАТ0КІЯ, Съ і47- ю рисунками въ текст . С." ПЕТЕРБУРГЪ. 1889.
Стр.2
Дозволено цензурою. С.-Петербургъ, 19 августа і88д года. Типографія Миішстерства путей сообщенія (А. БЕНКЕ), Фонтанка 992007042930
Стр.3
і. Группа Ски овъ на ваз изъ Куль-Обскаго кургана. _УТЪ самыхъ склоновъ Памира, тамъ, гд выходятъ изъ горъ р ки Оксъ (Аму-Дарья) и Яксаргь (Сыръ-Дарья), беретъ свое начало широкая степь, связывающая, поверхъ Каспійскаго моря, Азію съ Европою. Связь эта по физическому строенію страны настолько полная, что нельзя бы было провестн опред ленной границы между двумя частями св та. Повсюду та-же раві-шна, то затянутая глиною, то засыпанная пескомъ, изр дка прерываемая холмистыми кряжами, солончаками, болотами. Русскій естествоиспытатель С- верцовъ выразилъ мн ніе, что флора Южной Россіи простирается до бассейна Енисея. То-же распространеніе им ла въ древности фауна южно-русскихъ степей. Еще въ XVII в к водились въ Украйн туръ, кабанъ и дикіе кони. Необозримая ширь степей ограничивалась съ Юга горными кряжами и морями, а съ С вера непроходимыми для номада л сами и болота.ми. Только л сныя болотистыя чащи сдерживали распространеніе кочевника, переходившаго безпрепятственно за своими стадами и двигавшагося въ однихъ климатическихъ условіяхъ съ береговъ Аральскаго моря къ устьямъ Дуная. Уже і-іа глазахъ исторіи свершилась перем на въ характер почвы и климата Средней Азіи, нын на громадныя пространства заносимой песками, и культурное отд леніе отъ нея степей Южной Россіи. Благодаря, прежде всего, отсутствііо естественныхъ преградъ, именно по этому степному поясу проходила въ древноети вся масса разнородныхъ племенъ, наводнившихъ зат-ізмъ Европу. Такъ, тождество конскихъ удилъ и уборовь С верной Италіи съ ассирійскими въ древн- йшую эпоху и съ кавказскими въ періодъ римской имперіи объясняется непосредственнымъ перехоДомъ въ Италію конныхъ отрядовъ изъ прикаспійскихъ степей. Путь народныхъ передвиженій бы.ть м главнымъ путемъ торговли, а съ нею и культуры.
Стр.4
2 Кочевникъ, no условіямъ своего быта, являлся въ древности естественнымъ посредникомъ въ д- л обм на культурныхъ произведеній отдаленныхъ другъ отъ друга культурныхъ центровъ. Привыкнувъ въ своемъ скитаніи сталкиваться съ разноплеменными формами быта и различными потребностями, онъ рано сознаетъ выгоды м- новой торговли и создаетъ караванные пути. Личныя потребности кочевника крайне ограничены, и въ глазахъ землед льца, окруженнаго многочисленными постройками и орудіями, обстановка кочеваго племени представляется б дною, бездомовною. Эти потребности касаются личнаго убора, переносиаго жилья, въ вид кибитки и юрты, съ ихъ незамысловатыми приспособленіями ыа разныя времена года. He будучи привязанъ къ клочку земли, кочевникъ считаетъ стоянку своею родиною, и кочевая орда, перенесшая свой таборъ иногда въ далекія страны, памятуетъ о ней, какъ о своемъ отечеств , въ которомъ она оставила своихъ погребенныхъ родичей. Общій священный родовой некрополь, устроившійся на м ст прежняго кочевья, связываетъ вольныхъ кочевниковъ въ одно племя, хотя и живущее въ разбродъ. Такъ, древняя Халдея продолжала служить усыпальницею для царства Ассирійскаго и древн йшій Сарай, близь устья Волги (Селитряное), для Великаго Сарая, у отд- ленія Ахтубы (нын шній Царевъ). Кочевое племя не терпитъ на пути своего кочевья присутствія ос длаго населенія; слабыя, одиночныя поселенія выт сняются, отъ сильныхъ кочевникъ самъ уходитъ назадъ; но онъ переходитъ въ ос длое состояніе, понуждаемый потерею своего стада, всего имущества, или привлекаемый къ тому особо выгодными условіями землед- лія. Привязанность кочевника къ своему быту проистекаетъ столько-же отъ легкаго удовлетвореиія несложныхъ его нуждъ, сколько отъ той поэтической стороны вольной кочевой жизни, въ которой отсутствуетъ тяжелый трудъ землед льца, а повседневныя явленія разнообразятся постоянными перем нами м ста и богатствомъ впечатл ній природы. Въ самой орнаментаціи предметовъ личнаго убора кочевникъ предпочитаетъ вид ть воспроизведеніе окружающей природы — растеній, птицъ, хищныхъ зв рей и домашнихъ животныхъ. Къ тому-же личному убору онъ относитъ убранство своего коня и нер дко нав- шиваетъ на его узду женскія украшенія, на которыя ему н тъ нужды скупиться. Довольствуясь исключительно пищею отъ своихъ стадъ и молокомъ кобылицъ въ св жемъ или сквашенномъ вид , кочевникъ вс свои излишнія пріобр тенія расходуетъ на богатые и сложные уборы, собственные, своей семьи и своихъ коней. Въ характер этихъ уборовъ сказывается, прежде всего, неизм нный въ теченіи тысячел тій кочевой бытъ, съ его на здничествомъ, съ его лихими охотами, какъ главнымъ развлеченіемъ. Землед- лецъ, будучи принужденъ обстоятельствами войны и похода къ бродячей жизни, заимствуетъ тогда отъ ко^іевника его обстановку и уборы, какъ наибол е приложимые къ данному случаю. Кочевникъ всегда остается при своихъ вкусахъ, не им я поводовъ къ ихъ перем н , и передвинувшись изъ глубины Средней Азіи на берега Дона, продолжаетъ получать свои украшенія и свое оружіе изъ отдаленной Персіи, приспособляя къ ихъ образцу и изд лія новыхъ м стъ, и свои заказы. Такимъ образомъ, необозримый поясъ степей, окаймляющихъ срединную Россію
Стр.5