УДК 37.013
ББК 74.6
И88
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ СЕРИИ
Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Александр Павлов,
Елена Пенская, Мария Юдкевич, Сергей Филонович,
Лев Любимов, Александр Сидоркин,
Даниил Александров, Виктор Болотов
ДИЗАЙН СЕРИИ
Валерий Коршунов
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР ПЕРЕВОДА
Леонид Ваховский
И88
Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы / под ред. М. Брэя,
Б. Адамсона, М. Мейсона ; пер. с англ. М. Л. Ваховского, И. В. Разнатовского ; под науч. ред.
Л. Ц. Ваховского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf :
471 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — (Библиотека журнала «Вопросы
образования»). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ;
экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-1422-1
Несмотря на очевидную важность подходов и методов сравнительных исследований в образовании,
они не всегда получали должное внимание. Настоящая книга представляет собой
новый значимый вклад в развитие и пересмотр сложившихся традиций в этой области. Важной
особенностью книги является выбор различных единиц анализа: в ней сравниваются разные
страны, системы образования, эпохи, культуры, ценности, политика, программы и т.д. Особое
внимание уделяется роли подхода к одним и тем же темам под разными углами зрения.
Издание адресовано не только специалистам, занимающимся сравнительными исследованиями,
но и всем, кто хочет лучше разобраться в предмете и ценности этой исследовательской
области.
УДК 37.013
ББК 74.6
Электронное издание на основе печатного издания: Исследование по сравнительному об
разованию. Подходы и методы / под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона ; пер. с англ. М. Л. Ваховского,
И. В. Разнатовского ; под науч. ред. Л. Ц. Ваховского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». — 2-е изд., пересмотр. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. —
471 с. — (Библиотека журнала «Вопросы образования»). — ISBN 978-5-7598-1790-1. — Текст :
непосредственный.
На обложке — фотография Валерия Коршунова
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-1422-1
© 2014 Comparative Educational Research Centre
© Перевод на русский язык. М. Л. Ваховский,
И. В. Разнатовский, 2015
© Оформление. Издательский дом Высшей
школы экономики, 2019
Стр.5
соДЕржанИЕ
Предисловие 9
литература 10
введение (Марк Брэй, Боб Адамсон, Марк Мейсон) 11
Историческая ретроспектива 11
Перспективы нового столетия 16
Куб Брэя и Томаса 19
особенности представляемой книги 21
литература 23
I. НАПРАВЛЕНИЯ
1. ДЕЙсТвУЮщИЕ лИЦа И ЦЕлИ
в сравнИТЕльном оБразованИИ (Марк Брэй) 29
разные действующие лица, разные цели 29
Политики и сравнительное образование 31
международные организации и сравнительное образование 36
Ученые и сравнительное образование 49
выводы 51
литература 52
2. наУЧныЙ ПоИсК И оБласТь сравнИТЕльноГо
оБразованИЯ (Марк Брэй) 58
определение племен и разметка территорий 58
кобразование и сравнительное образование по отношению
образованияметодология и сфера интересов сравнительного
другим областям исследования 62
66
Геоморфные сдвиги 71
выводы 75
литература 78
3. КолИЧЕсТвЕнныЕ И КаЧЕсТвЕнныЕ ПоДХоДы
(К сравнИТЕльномУ оБразованИЮ
Грегори П. Фэрбразер) 82
Качественные и количественные методы исследования
в образовании 82
Стр.6
выводы 100
литература 102
II. ЕдИНИцы сРАВНЕНИЯ
4. сравнЕнИЕ ТЕррИТорИальныХ оБъЕКТов
(Мария Мэнзон) 109
в сравнитобщие подходы и инструменты анализа
ельном образовании
110
в сравнитКонцепция Брэя и Томаса для анализа
ельном образовании 114
Географические объекты как единицы анализа 116
твыводы: методологические вопросы при сравнении
ерриториальных объектов
литература 147
143
5. сравнЕнИЕ сИсТЕм (Марк Брэй, Кай Цзян) 153
Известные подходы, но неточное использование 153
определение и выявление систем образования 155
зачем сравнивать системы? 157
серия примеров: Китай 158
Другая серия примеров: соединенное Королевство 169
выводы 173
литература 176
6. сравнЕнИЕ врЕмЕн (Энтони Свитинг)
182
время 182
Исторические подходы к сравнительному образованию 184
Истории образования 187
Преобладающие теоретические основы
190
Характеристика современного исторического анализа
стратегии сравнения времени 196
Проблемы при сравнении времени 198
выводы 201
литература 202
7. сравнЕнИЕ рас, Классов И ГЕнДЕров (Лиз Джексон) 209
раса 209
Класс 218
Гендер 225
6
193
Стр.7
заключительное слово о расе, классе и гендере 229
литература 232
8. сравнЕнИЕ КУльТУр (Марк Мейсон) 237
определения и описания культур
241
сравнение образования в разных культурах 252
в разных кувывод: ценности и интересы сравнения образования
льтурах 269
литература 273
9. сравнЕнИЕ ЦЕнносТЕЙ (Вин Он Ли, Мария Мэнзон)
Категория а: размер, масштаб и сложность построения
исследования 278
Категория Б: лонгитюдное изучение учебников 285
Категория в: Исследование конвергентных и дивергентных
ценностей 286
Категория Г: сравнения ситуаций в качественных
исследованиях 290
обсуждение и выводы 294
литература 300
10. сравнЕнИЕ оБразоваТЕльноЙ ПолИТИКИ
(Руи Янг) 303
Изменения в среде международной политики 303
Понимание политики: два взгляда 305
позачем нужны сравнения образовательной политики:
льза и вред 314
выводы 323
литература 324
11. сравнЕнИЕ УЧЕБныХ ПроГрамм (Боб Адамсон,
Пол Моррис) 329
Природа учебной программы 330
Подходы к сравнению учебных программ 336
Цель и взгляды 337
оценочный взгляд 337
Интерпретирующий взгляд 339
методы исследования в сравнении учебных программ 343
выводы 349
литература 350
7
277
Стр.8
12. сравнЕнИЕ ПЕДаГоГИЧЕсКИХ ИнноваЦИЙ
(Нэнси Ло) 353
Исследование изменений, реформ и инноваций
в образовании 354
методы сравнения практики преподавания 355
международные сравнения педагогических инноваций 359
пеметодологические достижения и задачи сравнительной
дагогики и педагогических инноваций 380
литература 383
13. сравнЕнИЕ ТоГо, КаК лЮДИ УЧаТсЯ (Дэвид А. Уоткинс,
Ян Ван Аалст) 388
Подходы к обучению 389
сравнение коррелятов стратегий обучения
Парадокс азиатского ученика
398
Концепции преподавания: китайская точка зрения 401
выводы 404
литература 405
14. сравнЕнИЕ оБразоваТЕльныХ ДосТИжЕнИЙ
(Фредерик Леунг, Къянгми Парк) 409
Почему нужно сравнивать достижения?
Каковы процедуры измерения достижений?
Кого сравнивать?
419
сравнение уровней и равенства успеваемости 422
выводы 438
литература 438
III. ИТОГИ
15. разныЕ моДЕлИ, разныЕ аКЦЕнТы, разныЕ ИДЕИ
(Марк Брэй, Боб Адамсон, Марк Мейсон) 443
модели для сравнительных исследований в образовании 443
акценты в исследованиях сравнительного образования 454
вечные темы 458
литература 460
409
410
392
Стр.9