УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 5 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf :
256 с. – Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05950-8
В издании представлены поурочные разработки по литературе для
образования. Материал расположен в 5 класса, составленные согласно требованиям ФГОС основного общего соответствии с порядком изложения
тем в учебнике В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), входящем
в действующий федеральный перечень учебников. Помимо подробных
сценариев уроков в книгу включены комментарии к вопросам, которые
могут вызвать затруднения у школьников, анализ художественных произведений,
справочная информация, а также викторины, литературные
игры, тесты и ключи к ним. Особое место отводится изучению теории
литературы, разъяснению значений литературоведческих терминов.
Издание адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических
вузов.Подходит к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2019–2022 гг. выпуска.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
литературе. 5 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – Москва : ВАКО,
2022. – 256 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-408-05822-8. –
Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05950-8
© ООО «ВАКО», 2022
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
р о к 1. Введение. Книги и их роль в жизни человека . . . . . . . . . . . . . 9
УУстное народное творчествор о к и 2, 3. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
УУ р о к 4. Русские народные сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
У р о к 5. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
УУ р о к 7. Сказки о животных и бытовые сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
р о к 6. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» и ее
художественный мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
р о к 8. Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 9. Контрольная работа по теме «Устное народное
творчество» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
УИз русской литературы XVIII и XIX веков
У р о к 10. Роды и жанры литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
У р о к 11. Жанр басни. Истоки басенного жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
У р о к 12. А.П. Сумароков. Басня «Кокушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
У р о к 13. И.И. Дмитриев. Басня «Муха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
У р о к 14. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова . . . . . . . . 42
У р о к 15. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 16. И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» . . . . . . . . . . . . . . . 48
У р о к 17. Басенный мир И.А. Крылова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 18. Контрольная работа по теме «Басни И.А. Крылова» . . . . . 52
У р о к 19. В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» . . . . . . . . . . . . 52
р о к 20. Черты литературной и народной сказки в произведении
В.А. Жуковского «Спящая царевна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 21. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада
«Кубок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
р о к 24. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» . Истоки рождения сюжета, система образов . . . . . . . . 65
У р о к 22. А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы . . . . . . . . . . . . . . 61
УУ р о к 23. А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» . . . . . 63
У р о к 25. Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Стр.252
252
Содержание
У р о к 26. Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная
и прозаическая речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
У р о к 28. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский .
«Черная курица, или Подземные жители» как литературная
сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
У р о к 27. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки
А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
У р о к 29. Антоний Погорельский. Сказочное, фантастическое
и реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители» . . . 79
У р о к 30. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет
сказки Антония Погорельского «Черная курица, или
Подземные жители» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к 31. Заключительный урок по повести-сказке Антония
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» . . . . . . . 82
У р о к 32. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».
История создания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 33. М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Особенности
повествования . Взгляд рядового воина на исторические
события . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
У р о к 34. Композиция и идейное содержание стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Бородино» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 35. Н.В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ
Диканьки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
У р о к 36. Поэтизация народной жизни, народных преданий
в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
У р о к 37. Художественный мир повести Н.В. Гоголя
«Заколдованное место» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к 38. Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности .
«Мороз, Красный нос» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
УУ р о к 39. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
р о к 40. Контрольная работа по произведениям
М.Ю. Лермонтова «Бородино», Н.В. Гоголя «Заколдованное
место», Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Крестьянские
дети» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 41. Детство И.С. Тургенева. Начало литературной
деятельности . История создания повести «Муму» . . . . . . . . . . . . . 106
УУ р о к 42. Герасим в доме барыни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
У р о к 43. Герасим и Татьяна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
У р о к 44. Герасим и Муму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 45. Богатырский поступок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
р о к 46. Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева
«Муму» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 47. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму» . . . . . . . . 124
У р о к 48. Лирика А.А. Фета . Стихотворения «Чудная картина…»,
«Весенний дождь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 49. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский
пленник» как протест против национальной вражды . . . . . . . . . . 128
Стр.253
Содержание
253
У р о к 50. Жилин и горцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
У р о к 51. Жилин и Костылин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 52. Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
У р о к 53. А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 54. Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте . . . . . . . 141
У р о к и 55, 56. Русские поэты XIX века о Родине, родной
природе и о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
УИз русской литературы XIX–XX веков
У р о к 58. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «В деревне» . . . . 150
У р о к 59. И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 60. В.Г. Короленко. Слово о писателе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
У р о к 57. Контрольная работа по произведениям русских поэтов
(тест) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
р о к 61. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» .
Образы города, общества, семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 62. Характеристика героев повести В.Г. Короленко
«В дурном обществе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 63. Композиция и идея повести В.Г. Короленко
«В дурном обществе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
У р о к 64. Обучение работе над сочинением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к 65. Закрепление изученного материала по повести
В.Г. Короленко «В дурном обществе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
У р о к 66. П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы
Хозяйка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
У р о к 67. Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы
Хозяйка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
УУ р о к 68. Сказы П.П. Бажова в живописи Палеха . . . . . . . . . . . . . . . 172
р о к 69. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый
хлеб» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
У р о к 70. К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к 71. С.Я. Маршак. Слово о писателе . Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
У р о к 72. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» .
Положительные и отрицательные герои . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
У р о к 73. Художественные особенности и персонажи пьесысказки
«Двенадцать месяцев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 74. Сказки народные и литературные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 75. А.П. Платонов. Быль и фантастика в рассказе
«Никита» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
У р о к 76. А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя
с природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
У р о к 77. В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа
«Васюткино озеро» . Сюжет и композиция рассказа . . . . . . . . . . . 191
У р о к 78. Герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
в экстремальной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Стр.254
254
Содержание
У р о к 79. Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева
«Васюткино озеро» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
УУИз зарубежной литературыр о к 84. Даниель Дефо. Роман «Робинзон Крузо» и его автор . . . 207
У р о к 85. Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» . . . . . . . . . . . . . 210
р о к 86. Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева».
Силы добра и зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
УУ р о к 87. Герда в поисках Кая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 88. Испытания продолжаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
У р о к 89. Победа добра и любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 90. Заключительный урок по творчеству Х.К. Андерсена . . . 223
У р о к 91. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» . . . . . . . . . . . . . 224
р о к 92. Герой романа Марка Твена «Приключения Тома
Сойера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к и 93, 94. Джек Лондон. «Сказание о Кише» – уроки
взросления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
УПроизведения о животных
У р о к 95. Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Арно» . . . . . . . . . . . . . . 234
УСовременная зарубежная и отечественная литература для детей
р о к 96. Контрольный урок по произведениям Д. Дефо, Марка
Твена , Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
р о к 97. Ульф Старк. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть,
Йоханна?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к 98. Ая эН. Рассказ «Как растут елочные шары, или Моя
встреча с дедом Морозом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
УУПисатели улыбаютсяр о к 99. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
У р о к и 100, 101. Итоговый тест по программе 5 класса . . . . . . . . . 242
р о к 102. Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе . . . . . . . . 243
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игровые уроки
Игровой урок по сказкам Х.К. Андерсена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Игровой урок по роману Марка Твена «Приключения Тома
Сойера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Итоговый игровой урок по курсу литературы в 5 классе . . . . . . . . . . . 248
У р о к и 80, 81. Поэты о Великой Отечественной войне . . . . . . . . . 198
У р о к и 82, 83. Поэты ХХ века о Родине, родной природе
и о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Стр.255