Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конструирование экологического компонента про-фессиональных компетенций педагога

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц184
ID791398
АннотацияВ монографии изложены методологические основания выделения экологиче-ского компонента профессиональных компетенций педагога, дано обоснова-ние включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога, представлены результаты реализации модели формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога. Адресована педагогам, специалистам органов управлений образованием, студентам, всем, кто интересуется проблемами экологического образования и воспитания в интересах устойчивого развития.
ISBN978-5-9793-1762-5
Конструирование экологического компонента про-фессиональных компетенций педагога / Л.Е. Халудорова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2022 .— 184 с. — ISBN 978-5-9793-1762-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/791398 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конструирование_экологического_компонента_про-фессиональных_компетенций_педагога.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Л. Е. Халудорова КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Монография Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2022
Стр.1
УДК 37.033(571.54) Утверждено к печати ББК 74.4 (2Рос=Бур) редакционно-издательским советом Х 17 Рецензенты Н. Ж. Дагбаева, доктор педагогических наук, профессор В. Ц. Цыренов, доктор педагогических наук, доцент З. Б. Лопсонова, кандидат педагогических наук, доцент Халудорова Л. Е. X 17 Конструирование экологического компонента профессиональных компетенций педагога: монография. — УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2022. — 184 с. ISBN 978-5-9793-1762-5 В монографии изложены методологические основания выделения экологического компонента профессиональных компетенций педагога, дано обоснование включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога, представлены результаты реализации модели формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога. Адресована педагогам, специалистам органов управлений образованием, студентам, всем, кто интересуется проблемами экологического образования и воспитания в интересах устойчивого развития The monograph outlines the methodological grounds for highlighting the ecological component of a teacher's professional competencies, provides a rationale for including the environmental component in a teacher's professional competencies, and presents the results of implementing a model for the formation of an ecological component of a teacher's professional competencies. The book is addressed to teachers, specialists of educational authorities, students, and everyone who is interested in the problems of environmental education and upbringing in the interests of sustainable development. УДК 37.033(571.54) ББК 74.4 (2Рос=Бур) © Л. Е. Халудорова, 2022 ISBN 978-5-9793-1762-5 © Бурятский республиканский институт образовательной политики 2022 Бурятского республиканского института образовательной политики
Стр.2
Оглавление Введение Глава I. Методологические основания выделения экологического компонента профессиональных компетенций педагога 1.1. Профессиональные компетенции педагога в условиях глобализации современного общества 1.2. Экологический компонент профессиональных компетенций педагога: исторические предпосылки дифференциации Глава II. Теоретическое обоснование включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога 2.1. Экологический компонент как составляющая профессиональных компетенций педагога: концептуальные подходы 2.2. Структурно-функциональная модель формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога Глава III. Реализация модели формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога 3.1. Формирование экологического компонента профессиональных компетенций педагога в условиях дополнительного профессионального образования 3.2. Диагностика уровня сформированности экологического компонента профессиональных компетенций педагога Заключение Литература 4 8 32 52 77 108 132 151 153
Стр.3
Введение В динамично трансформирующемся мире происходит смена цивилизационных парадигм, обусловленная глобальными вызовами, в том числе экологическим кризисом. Существующие риски требуют реформирования системы образования. Согласно подписанной Россией Европейской стратегии (ЕЭК ООН, 2005г.) по образованию для устойчивого развития, ставится задача «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся социоприродных условиях». Необходимо также перейти на новое миропонимание, укоренение которого в современном обществе может быть обеспечено благодаря образованию (Глобальная программа действий по ОУР, 2014г.). Цель, поставленная Саммитом ООН (2015г.) по устойчивому развитию: «обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» становится ключевой. Она предполагает, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе с помощью обучения вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни, для этого нужна подготовка квалифицированных учителей. При этом платформой становления образования для устойчивого развития рассматривается экологическое образование (Айти-Нагойская декларация, 2014г.). В нашей стране утверждена программа «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», принят Указ Президента «Основы государственной культурной политики». В них экологическое образование на всех уровнях представлено как ориентир стратегического устойчивого развития страны, и одной из перспективных задач выделено формирование экологической культуры личности. По сути, это новый социальный заказ для системы образования, призванной готовить человека для принятия участия в преобразовании мира и проявления себя в ситуации острого противоречия с условиями своего обитания. В этой связи актуальны идеи сохранения жизни, поддержания устойчиво4
Стр.4
сти, которые отражены в требованиях к условиям, результатам, содержанию образования в ФГОС общего образования и системно изложены в содержании Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. Современное экологическое образование — это образование для устойчивого развития общества, которое обладает мировоззренческой, методологической и аксиологической направленностью и является условием перехода цивилизации на путь устойчивого, экологически безопасного социально-экономического развития общества. Соответственно, необходима готовность педагогов, их способность адекватно реагировать на вызовы государственной образовательной политики страны, запросы развивающейся экологически безопасной экономики, национальные интересы государственной безопасности. Поэтому согласно Плану действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 года», уже до 2020 года должны быть разработаны и запущены в образовательный процесс программные и учебно-методические материалы, ориентированные на общекультурную подготовку учащихся к участию в строительстве будущей «зеленой» экономики страны. Вместе с тем сегодня педагог-практик в недостаточной степени ориентируется в этих изменившихся условиях. Решение поставленной задачи связано с пересмотром характера экологизации профессионального и дополнительного профессионального образования. Все учебные дисциплины в школе, а не только биология, химия и география, должны содержать в себе современную экологическую составляющую — для устойчивого развития. Лишь тогда может реализоваться мировоззренческая миссия современного экологического образования. Экологические принципы должны проникнуть в различные сферы жизнедеятельности субъектов образования и образовательных организаций. Это связано с тем, что в реальной практике экологическое образование педагогов остается фрагментарным, естественнонаучным, центрированным на идеях природоохранного образования 60–70-х гг. прошлого века. Экологическая культура рассматривается в узком смысле, не включает сферу социальной экологии и глобалистики, отношений «человек-обществоприрода». Она позиционируется рядоположенно с художествен5
Стр.5
ной, физической, менеджерской и другими видами культуры современного педагога, как «часть» его культуры, а не как ее сквозной ориентир. Соответственно, и экологическая компетентность не носит сквозного характера, а рассматривается отдельно от ключевых, базовых профессиональных компетенций педагога, на уровне специальных, как самостоятельная компетенция, касающаяся преподавания отдельных учебных предметов (прежде всего, биологии и географии). В подготовке и повышении квалификации педагога не учитывается, что экологическая компетенция (вслед за экологическим образованием) имеет сложный состав. Опираясь на работы Н. Н. Моисеева об этапах развития экологического образования, можно заключить, что в задачи учителя входит формирование у учащихся и практико-ориентированных умений включать экологическую компоненту в любую свою деятельность, и развитие научного экологического мышления, и становление нового мировоззрения XXI века — на основе ценностей устойчивого развития цивилизации. Это значит, что традиционные умения учителя «экологизировать» свой учебный предмет оказываются недостаточными. Учитель должен стать носителем нового мировоззрения, научиться включать экологическую компоненту во все виды своей профессиональной деятельности, строить их на основе экологического мышления и неогуманистических ценностей устойчивого развития. Так, в интересах решения стратегических задач государства в области социально-экономического экологически безопасного развития страны необходима подготовка нового качества учителя — носителя экологической культуры устойчивого развития общества. Между тем, экологический аспект профессиональных компетенций педагогов продолжает конструироваться стихийно и на эмпирическом уровне. Постановка вопроса о конструировании сквозного экологического компонента профессиональных компетенций педагога является новой, еще не изученной, но, как нам представляется, перспективной областью научно-практических решений при построении новой модели социально-экономического развития страны. Это делает актуальной методологическую и методическую разработку концептуальных основ и модели формирования такого компонента во всех группах профессиональных компетенций 6
Стр.6
педагога (ключевых, базовых, специальных) с учетом постнеклассической философии XXI века, новых глобальных социальных вызовов постиндустриального общества, концепции его устойчивого развития. Гибким, мобильным и эффективным инструментом решения такой задачи может стать система дополнительного профессионального образования. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ