ВЕСТНИК ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА (ВЕСТНИК ЛГТУ)
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАТИКА,
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И
УПРАВЛЕНИЕ
СТР. Е.В. Кузнецова, И.В. Стругов
Способы применения
5
математических и статистических
методов в условиях исследования
объектов психолого-педагогической
предметной области
15
Ю.И. Кудинов, Е.С. дуванов,
Е.В. Ларина, Д.С. Бестиков
Синтез компенсатора в дискретной
системе управления методом
корневого годографа
Ю.М. Крылов, А.А. Агапов,
А.М. Литвиненко, Н.С. Антонов
Исследование и математическое
моделирование следящих
электроприводов с учетом
конструктивных особенностей
исполнительного механизма
31
Ю.И. Кудинов, Р.В. Батищев,
Е.С. дуванов, А.А. Пономарев
Программное определение настроек
ПИ регулятора методом
расширенных частотных
характеристик
ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА
38
А.С. Сысоев, В.Э. Клявин,
А.В. двуреченская, А.Э. Мамедов
Кластеризация наборов данных
о дорожно-транспортных
происшествиях для определения
маркетинговых кампаний по
повышению уровня
транспортной безопасности
СОNТЕNТ~
COMPUTER sCIENCEs, COMPUTER
ENGINEERING AN]) CONTROL
E.V. Kuznetsova, IV. strugov
Application of mathematical and
statistical methods in researching
objects of the psychological and
pedagogical subject area
Yu. I. Kudinov, Е.~. Duvanov,
E.V. Larina, D.~. Bestikov
Compensator synthesis by the root
locus method in а discrete control
system
Yu. M. Krylov, A.A. Agapov,
A.M. Litvinenko, N.~. Antonov
Research and mathematical modeling
of servo drives with account of the
actuator design features
Yu.I. Kudinov, R.V. Batishchev,
Е.~. Duvanov, A.A. Ponomarev
Extended frequency response analysis
in determining pi controller
characteristics
ТRАN5РОRТ AND LОGI~ТIС5
n.s. sysoev, V.E. Юуауiп,
A.V. Dvurechenskaya, A.E.
Mamedov
Clustering road accident data sets to
outline marketing campaigns on
increasing road safety level
з
Стр.4
46
54
д.А. Кадасев, А.И. Петросянц
Повышение скорости движения
автотранспортных потоков при
оптимизации работы светофорной
сигнализации методами
имитационного моделирования
Ю.Н. Ризаева, В.А. Логинов,
А.Ю. Кузнецов
Планирование поставок продукции
при изменяющемся во времени
спросе потребителя
60
А.В. Гринченко, Е.К. Погодина
Имитационное моделирование
обслуживания автомобилей
в автосервисе
74
И.В. Жилин, О.В. Ананьев
К вопросу о технологическом
проектировании автосервисных
предприятий
79
Б.А. Бондарев, А.Б. Бондарев,
В.К. Жидков, П.В. Борков
Современные разметочнме
материалы автомобильных дорог
МЕТАЛЛУРГИЯ
86
А. П. Жильцов, д.А. Власенко,
А.А. Харитоненко,
А.В. Бочаров, Н.Е. Козенко
Анализ и совершенствование
конструктивно-технологических
параметров
дробилок
агломерационной
агломерата
93
iпихты
и
В.Н. Титов, И.В. Куприянова,
Т.В. Кранченко, А.д. Коневзерова
Влияние содержания щелочей в
железорудном сырье на удельный
расход кокса
97 А.Н. Роготовский,
А.А. Шипельников, Н.А. Бобылева
Особенности конструкции
промежуточных ковшей современных
сортовых МНЛЗ
V. N. Titov, I.V. Kupriyanova,
T.V. Kravchenko,
A.D. Konevzerova
Influence of alkali content in iron ore
raw materials on specific coke
consumption
A.N. Rogotovskiy, A.A. sыреlniкоу,
N.A. Bobyleva
Design features of modem billet ccm
tundishes
A. P. Zhiltsov, D. A. Viasenko,
A. A. Kharitonenko,
A.V. Bocharov, N.E. Kozenko
Analysis and improvement of
structural and technological
parameters of sintering mixture and
sifter crushers
D.A. Kadasev, A.L Petrosyants
Increasing the road traffic flow speed
as a result of optimizing the traffic
light signaling operation by
simulation methods
Yu.N. Rizaeva, V.A. Loginov,
A.Yu. Kuznetsov
supply plam’ing at time-varying
consumer demand
A.V. Grinchenko, E.K. Pogodina
Car maintenance simulation modeling
in a car service center
I.V. Zhilin, O.V. Ananyev
On technological design of car service
enterprises
B.A. Bondarev, A.B. Bondarev,
V.K. Zhidkov, P.V. Borkov
Modern road marking materials
METALLURGY
4
Стр.5
ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
COMPUTER sCIENCEs, COMPUTER ENGINEERING AND CONTROL
DO’ 10.53015/23049235202135
УДК 656.078:338.2
Е.В. КУЗНЕЦОВА, И.В. СТРУГОВ
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ В УСЛОВИЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Липецкий государственный технический университет, Липецк
Аннотация: В статье рассматривается применение статистических методов, в частности,
методов корреляционного, факторного и регрессионного анализа для исследования набора
показателей, относящихся к социально-психологической сфере, на примере численных
значений уровня развитости критического мышления у студентов. Описан метод сбора
статистических данных и их дальнейшей интерпретации с целью приведения к форме,
пригодной для использования в расчётах. Приведён пример использования кластеризации
для подтверждения корректности интерпретации значений, полученных на промежуточных
этапах обработки собранной статистики. Протестирован вариант использования задачи
классификации для выявления факторов, оказывающих влияние на исследуемое значение, а
также произведено сравнение с ранее полученными иными методами результатами.
Предпринята попытка прогнозирования исследуемого показателя на основе выделенного
набора факторов и оценена точность полученного прогноза. Оценена возможность
применения методов машинного обучения как альтернативного и промежуточного наборов
инструментов в ходе проведения подобного исследования. Представлены примеры
интерпретации полученных численных результатов в контексте психолого-педагогической
значимости и отмечены особенности, требующие учёта при оценке результатов
исследования социологического характера.
Ключевые слова: статистический анализ, корреляционный анализ, факторный анализ,
регрессионный анализ, кластеризация, задача классификации, сбор данных, методы
машинного обучения, язык R, критическое мышление.
E.V. KUZNET5OVA, I.V. 5TRUGOV
APPLICATION OF MATHEMATICAL AND sтлтisтiсл~ METHODS
‘N RЕ~ЕАRСНING OBJECTS OF THE Р~YСНОLОGIСАL AND PEDAGOGICAL
suв~~ст AREA
Lipetsk state Technical University, Lipetsk
Abstract: The article considers the application of statistical methods, viz, methods of
correlation, factor and regression analysis, to research a number of indicators of the social and
psychological sphere based on numerical values of students’ critical thinking development level.
The method is described of collecting statistical data and their further interpretation to put them to
the form applicable in calculations. An example is given of using clustering to confirm the
correctness of interpreting the values obtained at the intermediate stages of processing the collected
5
Стр.6
statistics. A variant is tested of using the classification problem to idеntif~’ factors influencing the
researched value, and a comparison is made with the results previously obtained by other methods.
An attempt is made to forecast the researched indicator based on the selected set of factors and the
accuracy of the obtained forecast is estimated. The possibility of using machine learning methods as
alternative and intermediate toolsets in such a research is estimated. Examples are given of
interpreting the obtained numerical results concerning their psychological and pedagogical
significance, and features to be taken into account when estimating sociological study results are
noted.
Keywords: statistical analysis, correlation analysis, factor analysis, regression analysis,
clustering, classification problem, data collection, machine learning methods, R language, critical
thinking.
ВВЕДЕНИЕ
инструмент, давнo стaвший неотьемлемой
частью
Статистические методы
пpактически
—
незаменимый
любых
социoлогических исследoваний. Однако
область его применения, конечно, не
oграничивается
исследованиями
социологов, математические методы и
статистический анализ игpают важную
роль также в психологии и педагогике,
позволяя более детально изучить природу
тех или иных процессов, провести
декомпозицию, выявить закономерности и
зависимости,
рационально
внедрения
структу
рировать исследовательскую деятельность
или построение алгоритма действий,
реализации,
программ
зачастую сильно
и
практик. При этом стоит отметить, что
важным аспектом,
осложняющим их применение, является
многогранность исследуемой области.
Большой проблемой может стать чёткое
определение объекта исследования, выбор
характеризующих его параметров, оценка
значимости
и
влияния
отобранных
факторов. Это оказывает влияние как на
выбор используемых методов, так и на
подход к анализу полученных в результате
значений. Немаловажную роль играет
интерпретация
результатов
сколько
в
контексте
всего
исследования, так как задачей нередко
является оценка не столько полученных
численных показателей,
значение
процесса или явление и взаимосвязь с
другими
характеризующими
параметрами.
Объектом проводимого исследования
было выбрано критическое мышление, как
одна из ключевых компетенций [1]
практики, в наши дни активно внедряемой
б
их
исследуемого
его
[2] на всех уровнях образования, так
называемого компетентностного подхода
[3]
—
образовательного
методика
системы требований к организации
процесса.
определяет
результаты
образовательной деятельности в виде
компетенций и способствует практико
ориентированному характеру подготовки
учащихся, укреплению значения их
самостоятельной работы по решению
задач
и
преодолению
имитирующих социальнопрофессиональные
определения
итогов
общем
—
мышление
выводов
смысле
проблемы,
процесса,
как норм его качества.
В
формулированием
и
позволяет
ситуаций,
метод
образовaтельного
критическое
система суждений, которая
обоснованных
выносить
обоснованные оценки, интерпретации, a
также применять полученные результаты к
ситуациям и проблемам [4]. Это вовсе не
новое понятие, однако большинство его
исследований ранее
носило
преимущественно философский характер,
давая интерпретацию скорее с точки
зрения психологии, или же, в иi-iых
случаях, с точки зрения биологии и
физиологии, тогда как значимые и
признанные статистические исследования
его влияния, зависимостей и расчёты
численных показателей и их значений
практически
зарубежных,
так
отсутствуют
и
как
в
отечественных
источниках.
Целями исследования были обозначены:
выбор методов численного выражения и
оценки значения развитости критического
мышления, группой исследования были
выбраны
студенты
высшего
звена
используется для анализа вещей и событий
с
Такая
Стр.7