УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
С23
6+
Издание допущено к использованию в образовательном процессе
на основании приказа Министерства образования и науки РФ
от 09.06.2016 № 699.
Р е ц е н з е н т – учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 1357» ЮВАО г. Москвы О.И. Шкинева.
C23
Сборник диктантов. 5–9 классы / сост. В.Н. Горшкова.
– 5-е изд., эл. – 1 файл pdf : 321 с. – Москва : ВАКО,
2021. – Систем. требования: Adobe Reader XI либо
Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05481-7
В пособии представлены различные виды диктантов по русскому
языку для 5–9 классов, составленные в соответствии с требованиями
ФГОС. Включены словарные, предупредительные,
объяснительные, зрительные, выборочные, распределительные,
творческие диктанты, диктанты с комментированием и грамматическим
заданием, а также проверочные и контрольные диктанты.
Материал сгруппирован по классам, порядок тем соответствует
последовательности их расположения в учебниках.
Адресовано учителям русского языка, студентам педагогических
вузов и колледжей.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Сборник диктантов.
5–9 классы / сост. В.Н. Горшкова. – 4-е изд. – Москва : ВАКО,
2019. – 320 с. – ISBN 978-5-408-04453-5. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков
или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-408-05481-7
© ООО «ВАКО», 2016
Стр.3
Содержание
От составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
5 КЛАСС
Повторение изученного в начальных классах
Звуки и буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных
и согласных в корне слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Самостоятельные и служебные части речи . . . . . . . . . . . . . . 8
Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Буквы е и и в окончаниях имён существительных . . . . . . . . 9
Мягкий знак на конце имён существительных после
шипящих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях
имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глагол. Правописание личных окончаний глаголов
I и II спряжения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Не с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица
единственного числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Предложение. Виды предложений по цели высказывания . . . 19
Главные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Обобщающие слова при однородных членах . . . . . . . . . . . . 25
Стр.314
314
Содержание
Обращение. Знаки препинания при обращении . . . . . . . . . 26
Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью . . . 26
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи . . . . . . . 30
Диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Повторение и обобщение изученного по теме
«Синтаксис и пунктуация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Ударение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Звуковое значение букв е, ё, ю, я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Проверяемые безударные гласные в корне слова . . . . . . . . 35
Непроверяемые безударные гласные в корне слова . . . . . . . 37
Парные звонкие и глухие согласные на конце
и в середине слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Непроизносимые согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Обозначение мягкости согласных на письме . . . . . . . . . . . . 40
Разделительные ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Лексика. Культура речи
Лексическое значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Однозначные и многозначные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Прямое и переносное значение слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Синонимы. Антонимы. Омонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Морфемика. Орфография
Однокоренные слова и формы слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Разбор слова по составу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Чередование гласных и согласных в корне . . . . . . . . . . . . . . 49
Правописание гласных и согласных в приставках . . . . . . . . 50
Буквы з и с на конце приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Буквы о и а в корнях -лаг- – -лож-, -раст- – -ращ- – -рос- . . . 53
Буквы ё и о после шипящих в корне слов . . . . . . . . . . . . . . . 55
Буквы ы и и после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Морфология. Орфография
Имя существительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Имена существительные одушевлённые
и неодушевлённые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Имена существительные собственные и нарицательные.
Заглавная буква и кавычки в именах собственных . . . . 60
Род имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Число имён существительных. Имена существительные,
имеющие форму только единственного или только
множественного числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Три склонения имён существительных. Правописание
гласных в падежных окончаниях имён
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.315
Содержание
315
Имя прилагательное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Правописание гласных в падежных окончаниях имён
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Имена прилагательные полные и краткие . . . . . . . . . . . . . . 69
Правописание кратких прилагательных с основой
на шипящий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Глагол как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Не с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Неопределённая форма глагола (инфинитив).
Правописание -чь и -чься, -тся и -ться в глаголах . . . . 74
Глаголы совершенного и несовершенного вида . . . . . . . . . . 75
Спряжение глаголов. Правописание гласных
в безударных личных окончаниях глаголов . . . . . . . . . . 75
6 КЛАСС
Повторение изученного в 5 классе
Виды предложений по цели высказывания . . . . . . . . . . . . . 81
Однородные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Обращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Запятая между простыми предложениями в составе
сложного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке . . . . 85
Буквы о и а в корнях -кос- – -кас-, -гор- – -гар- . . . . . . . . . . 86
Буквы ы и и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Гласные в приставках пре- и при- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Соединительные о и е в сложных словах . . . . . . . . . . . . . . . 92
Сложные и сложносокращённые слова . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Имя существительное
Правописание гласных в падежных окончаниях имён
существительных (повторение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Буквы о и е после шипящих в окончаниях имён
существительных (повторение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
(повторение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Буквы е и и в корнях с чередованием . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Итоговые контрольные диктанты за курс 5 класса . . . . . . . 78
Буква е в суффиксе -ен- имён существительных на -мя . . . 97
Не с существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Гласные в суффиксах имён существительных -ек и -ик . . . 101
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах имён
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Стр.316
316
Содержание
Имя прилагательное
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных (повторение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Разряды имён прилагательных по значению . . . . . . . . . . . 104
Мягкий знак в притяжательных прилагательных . . . . . . . 106
Не с прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных . . 110
Различение на письме суффиксов имён
прилагательных -к- и -ск- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Дефисное и слитное написание сложных имён
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Имя числительное
Имя числительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Количественные и порядковые числительные . . . . . . . . . . 118
Простые и составные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Склонение количественных числительных . . . . . . . . . . . . 120
Мягкий знак в середине и на конце числительных . . . . . . 121
Местоимение
Местоимение как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Личные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Правописание неопределённых местоимений . . . . . . . . . . 124
Не и ни в неопределённых и отрицательных
местоимениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Сочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто
иной не; ничто иное не . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Притяжательные, указательные и определительные
местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Глагол
Глагол как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Не с глаголами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Переходные и непереходные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Наклонение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Безличные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Гласные в суффиксах -ова- – -ева-, -ева- – -ива-,
-ва- глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Итоговые контрольные диктанты за курс 6 класса . . . . . . 136
7 КЛАСС
Повторение и обобщение изученного в 5–6 классах
Знаки препинания в изученных синтаксических
конструкциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Способы образования слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Стр.317
Содержание
317
Причастие
Причастие как особая форма глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Правописание гласных в падежных окончаниях
причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном
обороте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Правописание суффиксов действительных
и страдательных причастий настоящего времени . . . . 148
Гласные перед н и перед суффиксами -вш-, -шв
причастиях прошедшего времени . . . . . . . . . . . . . . . 149
Одна и две буквы н в суффиксах причастий
и в отглагольных прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях
прошедшего времени. Буквы е и ё после шипящих
в суффиксах причастий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Не с причастиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола . . . . . . . . . . . . . . 159
Деепричастия несовершенного и совершенного вида . . . . 161
Не с деепричастиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Деепричастный оборот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Наречие
Наречие как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Степени сравнения наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Не с наречиями на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных
наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е . . . . . . . . . . . . . . . 174
Буквы о и а на конце наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Дефис между частями слова в наречиях . . . . . . . . . . . . . . . 177
Слитное и раздельное написание наречий . . . . . . . . . . . . . 179
Мягкий знак после шипящих на конце наречий . . . . . . . . 181
Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Производные
и непроизводные предлоги. Слитное, раздельное
и дефисное написание предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные
и подчинительные, их виды. Употребление союзов
в простом и сложном предложении . . . . . . . . . . . . . . . 192
Слитное и раздельное написание союзов . . . . . . . . . . . . . . 194
Частица как служебная часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Раздельное и дефисное написание частиц . . . . . . . . . . . . . 197
Употребление частиц не и ни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Стр.318
318
Содержание
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.
Восклицательный знак и запятая при междометиях . . . 199
Итоговые контрольные диктанты за курс 7 класса . . . . . . 201
8 КЛАСС
Повторение изученного в 5–7 классах
Части речи, их значение и грамматические признаки . . . 205
Повторение наиболее трудных орфограмм, изученных
в 7 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Словосочетание
Строение и виды словосочетаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Простое предложение
Повторение изученного о простом предложении . . . . . . . . 210
Простые двусоставные предложения. Подлежащее
и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Простое, составное глагольное и составное именное
сказуемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . 218
Второстепенные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Приложение. Употребление дефиса и кавычек при
приложениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Сравнительный оборот как один из видов обстоятельства . . . 224
Простые односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Неполные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Предложения с однородными членами. Однородные
члены предложения с союзной, бессоюзной
и смешанной связью. Запятая между однородными
членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Однородные и неоднородные определения . . . . . . . . . . . . . 235
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие
и тире при обобщающих словах . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Обращение. Знаки препинания при обращении . . . . . . . . 242
Вводные слова и предложения, знаки препинания
при них . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Предложения с обособленными членами. Обособленные
определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Обособленные приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Обособленные обстоятельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Обособленные уточняющие члены предложения . . . . . . . 259
Прямая и косвенная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки
препинания при цитировании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Итоговые контрольные диктанты за курс 8 класса . . . . . . 267
Стр.319
Содержание
9 КЛАСС
319
Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах
Пунктограммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Сложносочинённое предложение
Строение сложносочинённого предложения, средства
связи в нём . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчинённого предложения, средства
связи в нём. Знаки препинания между главным
и придаточным предложениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые
предложения с придаточными места . . . . . . . . . . . . . . 287
Сложноподчинённые предложения с придаточными
времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Сложноподчинённые предложения с придаточными
меры, степени и образа действия . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Сложноподчинённые предложения с придаточными
сравнительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Сложноподчинённые предложения с придаточными
причины и цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Сложноподчинённые предложения с придаточными
условными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Сложноподчинённые предложения с придаточными
уступительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Сложноподчинённые предложения с придаточными
следствия и придаточными присоединительными . . . 295
Повторение изученного о сложноподчинённом
предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Бессоюзные сложные предложения
Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении . . . . . . . . 303
Тире в бессоюзном сложном предложении . . . . . . . . . . . . . 305
Сложные предложения с различными видами связи . . . . 306
Итоговые контрольные диктанты за курс 9 класса . . . . . . 309
Стр.320