УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Н62
Н62
Никифорова В.В.
Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение
и письмо. 1 класс : пособие для учителя / В.В. Никифорова,
А.А. Короткова. – 6-е изд., эл. – 1 файл pdf : 449 с. – Москва
: ВАКО, 2020. – (В помощь школьному учителю). –
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05337-7
Предлагаемые поурочные разработки по обучению грамоте составлены
в соответствии с требованиями ФГОС и ориентированы на учителей,
работающих по УМК Л.Ф. Климановой и др. («Академический
школьный учебник», «Перспектива»). Издание содержит тематическое
планирование учебного материала, подробные конспекты уроков,
упражнения на развитие речевого аппарата и эмоционально-волевой
сферы школьников, занимательный и игровой материал.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Азбука» в составе УМК Л.Ф. Климановой,
С.Г. Макеевой 2011–2018 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс : пособие для учителя /
В.В. Никифорова, А.А. Короткова. – 5-е изд. – Москва : ВАКО, 2020. –
448 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-408-04615-7. – Текст :
непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05337-7
© ООО «ВАКО», 2015
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УЧтение. Давайте знакомиться (подготовительный этап)р о к 1. Знакомство с учебной книгой – «Азбукой».
Мир общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
У р о к 2. Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья . . . . . . . . . . . . . . 18
У р о к 3. Роль слова в устном речевом общении . Слова речевого
этикета (слова вежливости) и их роль в общении . . . . . . . . . . . . . . 21
УУ р о к 5. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация . . . . . 28
р о к 6. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация .
Общение без слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 4. Номинативная функция слова . Слова – названия
конкретных предметов и слова с обобщающим значением . . . . . . 24
У р о к 7. Как понять животных? Язык животных, их движения,
позы . Рассказы в картинках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 8. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы . . . . . . . . . 36
У р о к 9. Предыстория письменной речи. Путешествие по городу . . . 39
У р о к 1 0. В Цветочном городе. Знаки охраны природы . . . . . . . . . . . 45
У р о к 1 1. Как найти дорогу? Дорожные знаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
У р о к 1 2. Оформление сообщений с помощью схем . Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо . . . . . . 50
У р о к 1 3. Мир полон звуков. Звуки в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
У р о к 1 4. Как звучат слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 1 5. Гласные и согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
УУ р о к 1 6. Твёрдые и мягкие согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 1 7. Звучание и значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
У р о к 1 8. Слова и слоги. Ударение в слове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
У р о к 1 9. Слово и предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
р о к 2 0. Повторение – мать учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
УУПисьмор о к 1. Твои новые друзья. Дорога в школу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 2. Первое задание. На уроке. Что в центре круга? . . . . . . . . . . . 78
р о к 3. Большие и маленькие. Сравни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Стр.444
444
Содержание
У р о к 4. Каких цветов больше? Направление. Найди
короткий путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 5. Чем похожи? Где чей домик? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
УУ р о к 6. Лото. Найди пару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 7. У речки. Сколько? Столько . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 8. Целое и часть. На компьютере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 9. Часть и целое. Целое из частей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
У р о к 1 0. Головоломка. Овал. Элементы печатных букв а, б . . . . . . . 98
р о к 1 1. В квартире. Весёлые превращения. Элементы
печатных букв в, г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 1 2. Сравни дома. В магазине одежды. Элементы
печатных букв д, е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
УУ р о к 1 3. В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж, з . . . . 106
р о к 1 4. На коньках. Контуры и силуэты. Элементы
печатных букв и, к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
У р о к 1 5. На волнах. Морские путешествия. Элементы
печатных букв л, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
УУ р о к 1 6. На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н, о . . . . . 112
р о к 1 7. Под грибом. Сравни, подумай. Элементы
печатных букв п, р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 1 8. Мы – спортсмены. Выбирай. Элементы
печатных букв с, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 1 9. Кто построил домики? Сравни и подумай .
Элементы печатных букв у, ф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 2 0. Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке .
Элементы печатных букв х, ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 2 1. Распиши посуду. Наличники. Элементы
печатных букв ч, ш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 2 2. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло .
Элементы печатных букв щ, ь, ы, ъ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 2 3. Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару.
Разгадай секрет . Элементы печатных букв э, ю, я . . . . . . . . . . . . . 127
У р о к 2 4. Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся .
Элементы письменных букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УСтрана АБВГДейкар о к и 2 1, 2 6. Звук [а]. Буквы А, а . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к и 2 2, 2 7. Звук [о]. Буквы О, о . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
УУ р о к и 2 3, 2 8. Звук [у]. Строчная буква у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
р о к и 2 4, 2 9. Закрепление изученного о гласных звуках.
Заглавная буква У . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
р о к и 2 7, 3 3. Звук [э]. Строчная буква э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
УУ р о к 3 0. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к и 2 5, 3 1. Звук [и]. Буквы И, и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
У р о к и 2 6, 3 2. Звук [ы]. Буква ы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 2 5. На велосипедах. Собери машину. Проверь себя .
Подумай и сравни. Элементы письменных букв . . . . . . . . . . . . . . 131
Стр.445
Содержание
445
У р о к и 2 8, 3 4. Закрепление изученного о гласных звуках.
Заглавная буква Э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
УУ р о к 3 5. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к и 2 9, 3 6. Узелки на память. Буквенная мозаика . . . . . . . . . . 166
У р о к и 3 0, 3 7. Узелки на память. Пиши, да не спеши . . . . . . . . . . 170
У р о к и 3 1, 3 8, 3 2, 3 9. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . 172
У р о к 4 0. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к и 3 3, 4 1. Звуки [м] и [м’]. Буквы М, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к и 3 4, 4 2. Звуки [с] и [с’]. Буквы С, с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к и 3 5, 4 3. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к и 3 6, 4 4. Звуки [л] и [л’]. Буквы Л, л . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 4 5. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
р о к и 3 7, 4 6. Чтение предложений и текстов. Игры
со словами . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
р о к и 4 0, 4 9. Упражнения в чтении. Игры со словами.
Загадки слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
р о к и 4 1, 5 1. Узелки на память. Буквенная мозаика.
Пиши, да не спеши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
УУ р о к и 3 8, 4 7. Звуки [т] и [т’]. Буквы Т, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
У р о к и 3 9, 4 8. Звуки [к] и [к’]. Буквы К, к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
УУ р о к 5 0. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
У р о к и 4 2, 5 2. Звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
У р о к и 4 3, 5 3. Звуки [в] и [в’]. Буквы В, в . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
УУ р о к и 4 4, 5 4. Звуки [п] и [п’]. Буквы П, п . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 5 5. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к и 4 5, 5 6. Звуки [г] и [г’]. Буквы Г, г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
р о к и 4 6, 5 7. Парные по глухости-звонкости звуки [г] – [к],
[г’] – [к’] . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
У р о к и 4 7, 5 8. Упражнения в чтении. Игры со словами .
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Уроки 48, 59. Буквы Е, е в начале слова и после гласных . . . . . . 238
У р о к 6 0. Повторение. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Уроки 49, 61. Буквы Ё, ё в начале слова и после гласных . . . . . . 243
У р о к и 5 0, 6 2. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё .
Чтение и письмо слов с буквами е, ё . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
У р о к и 5 1, 6 3. Чтение слов с изученными буквами.
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У р о к и 5 2, 6 4. Узелки на память. Игры со словами.
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
У р о к 6 5. Закрепление изученного. Буквенная мозаика . . . . . . . . . 255
У р о к и 5 3, 6 6. Звуки [б] и [б’]. Буквы Б, б . Парные
по глухости-звонкости звуки [б] – [п], [б’] – [п’] . . . . . . . . . . . . . 257
У р о к и 5 4, 6 7. Звуки [з] и [з’]. Буквы З, з . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к и 5 5, 6 8. Парные по глухости-звонкости согласные звуки
[з] – [с] , [з’] – [с’]. Упражнения в чтении и письме . . . . . . . . . . . 266
У р о к и 5 6, 6 9. Повторение – мать учения . Правописание
слов с парными по глухости-звонкости согласными
звуками [з] – [с], [з’] – [с’] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 7 0. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Стр.446
446
Содержание
У р о к и 5 7, 7 1. Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д . Парные
по глухости-звонкости согласные звуки [д] – [т], [д’] – [т’] . . . . 275
р о к и 6 0, 7 4. Загадки слов. Весёлые картинки .
Правописание слов с буквосочетанием жи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
У р о к и 5 8, 7 2. Звук [ж]. Правописание слов
с буквосочетанием жи . Строчная буква ж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
УУ р о к и 5 9, 7 3. Мои первые книжки. Заглавная буква Ж . . . . . . . . 283
УУ р о к 7 5. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
УУроки 62, 77. Буквы Я, я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
УУ р о к и 6 4, 7 9. Звуки [х], [х’]. Строчная буква х . . . . . . . . . . . . . . . 303
р о к и 6 1, 7 6. Узелки на память. Игры со словами.
Буквенная мозаика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
р о к и 6 3, 7 8. Составление рассказа по картинкам.
Игра в слова . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
У р о к 8 0. Заглавная буква Х. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . 307
Уроки 67У р о к и 6 6, 8 2. Звук [й’]. Буквы Й, й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
р о к и 6 5, 8 1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Буква ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
, 83. Буквы Ю, ю в начале слова и после гласных . . . . . 320
У р о к и 6 8, 8 4. Обозначение мягкости согласных буквой ю .
Приговорки, игры, загадки, песенки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
УУ р о к 8 5. Буквенная мозаика. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . 328
р о к и 6 9, 8 6. Узелки на память. Упражнения в чтении .
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к и 7 0, 8 7. Звук [ш]. Правописание слов
с буквосочетаниями жи – ши . Буквы Ш, ш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
У р о к и 7 1, 8 8. Звук [ч’]. Буквы Ч, ч . Правописание слов
с буквосочетаниями ча, чу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
У р о к и 7 2, 8 9. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ . Правописание слов
с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
У р о к 9 0. Упражнения в правописании слов
с буквосочетаниями ча – ща , чу – щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
У р о к и 7 3, 9 1. Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над
словами . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
УУ р о к и 7 4, 9 2. Звук [ц]. Буквы Ц, ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
р о к и 7 5, 9 3. Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф . Парные
по глухости-звонкости согласные звуки [в] – [ф], [в’] – [ф’] . . . 356
р о к и 7 7, 9 6. Узелки на память. Упражнения в чтении .
Наблюдения над словами. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . 368
У р о к и 7 6, 9 4. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Буква ъ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
УУ р о к 9 5. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
У р о к и 7 8, 9 7. Повторение – мать учения. Слово – это знак.
Значение слова . Буквенная мозаика. Закрепление
изученного. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
У р о к и 7 9, 9 8. Старинные азбуки и буквари . Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к и 8 0, 9 9. По страницам старинных азбук . Отработка
написания элементов букв – плавных линий с точкой . . . . . . . . . 379
Стр.447
Содержание
447
У р о к 1 0 0. Отработка написания элементов букв – прямых
линий с одним и двумя закруглениями и плавными линиями . . . 384
У р о к и 8 1, 1 0 1. Читаем сами. Народная пословица . Отработка
написания элементов букв – прямых линий с петлёй внизу . . . . 387
У р о к и 8 2, 1 0 2. Обращение Л. Толстого к учащимся
Яснополянской школы . Отработка написания элементов
букв – прямых линий с петлёй вверху и внизу . . . . . . . . . . . . . . . . 391
У р о к и 8 3, 1 0 3. Проверка читательских умений . Отработка
написания элементов букв – овалов и полуовалов . . . . . . . . . . . . 395
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УПро всё на свете
У р о к и 8 4, 1 0 4. Упражнения в чтении. Отработка написания
элементов букв . Кроссворд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
У р о к 1 0 5. Отработка написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . 401
р о к и 8 5, 1 0 6. Про всё на свете. Отработка написания
элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
У р о к и 8 6, 1 0 7. С чего начинается общение? Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
У р о к и 8 7, 1 0 8. Умеет ли разговаривать природа? Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
У р о к и 8 8, 1 0 9. Что, где, когда и почему? Удивительное
рядом . Отработка написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
У р о к 1 1 0. Отработка написания элементов букв .
Правописание имён собственных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
У р о к и 8 9, 1 1 1. Чтобы представить слово. Об одном и том же
по-разному . Отработка написания элементов букв.
Правописание имён собственных, слов с буквосочетанием чк . . . 426
У р о к и 9 0, 1 1 2. Книга природы. Сравни и подумай .
Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости
согласных буквами е, ё, ю, я, и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
У р о к и 9 1, 1 1 3. Большие и маленькие секреты. Волшебство
слова . Считалки, сказки, загадки. Обозначение мягкости
с согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов
жи – ши, ча – ща, чу – щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями
У р о к и 9 2, 1 1 4. Семейное чтение . Правописание слов
с разделительным твёрдым знаком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
У р о к 1 1 5. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Стр.448