УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 10 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 3-е изд., эл. – 1 файл pdf :
481 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05312-4
В издании представлены поурочные разработки по литературе для
10 класса, составленные согласно требованиям ФГОС среднего (полного)
общего образования. Материал расположен в соответствии с порядком
изложения тем в учебнике Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение),
входящем в федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный
год. В пособии педагог найдет все, что необходимо для качественной
подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование
учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями
к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по подготовке
к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и коллеУДК
372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
литературе. 10 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 3-е изд., перераб.
– Москва : ВАКО, 2021. – 480 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-04757-4. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05312-4
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
джей.Подходит к учебникам «Литература» в составе УМК Ю.В. Лебедева
2019–2021 гг. выпуска.
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
У р о к 1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
У р о к 3. Расстановка общественных сил в 1860-е годы . . . . . . . . . . . . 13
У р о к и 4, 5. Направления в русской литературной критике
второй половины XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
У р о к и 6, 7. Основные этапы жизни и творчества
И.С. Тургенева . Обзор произведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
р о к 2. Становление и развитие реализма в русской литературе
XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
У р о к 8. Творческая история романа «Отцы и дети» . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 9. Трагический характер конфликта в романе
«Отцы и дети» . Художественное своеобразие романа . . . . . . . . . . . 23
У р о к и 10, 11. Споры Базарова с Павлом Петровичем
Кирсановым . Анализ эпизода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
У р о к и 12, 13. Внутренний конфликт в душе Базарова . . . . . . . . . . 36
У р о к 14. «Отцы и дети» в русской критике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
У р о к и 15, 16. Сочинение по роману И.С. Тургенева
«Отцы и дети» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
р о к и 18, 19. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» :
творческая история, особенности жанра и композиции,
система образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
УУ р о к 17. Жизненный и творческий путь Н.Г. Чернышевского . . . . 55
У р о к 20. Дискуссия по роману Н.Г. Чернышевского «Что
делать?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к 21. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова . . . . 64
У р о к 22. Творческая история романа И.А. Гончарова «Обломов» .
Сюжет и композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
УУ р о к и 23, 24. Обломов и Штольц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
У р о к 25. История любви Обломова и Ольги Ильинской . . . . . . . . . . 79
р о к 26. Роман «Обломов» в русской критике . Обзор романа
«Обрыв» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
р о к и 30, 31. Основные этапы жизни и творчества
А.Н. Островского . Обзор ранних произведений . . . . . . . . . . . . . . 100
У р о к 27. Коллективный проект. Обсуждение фильма
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
УУ р о к и 28, 29. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» . 94
Стр.478
478
Поурочные разработки по литературе. 10 класс
У р о к 32. Творческая история драмы А.Н. Островского «Гроза» .
Своеобразие конфликта, жанра, композиции . . . . . . . . . . . . . . . . 108
У р о к и 33, 34. Система образов драмы А.Н. Островского
«Гроза» . Катерина как трагический характер . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
У р о к 35. Драма Островского «Гроза» в русской критике .
Анализ эпизода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
У р о к и 36, 37. Драматургия А.Н. Островского конца 1860-х –
1870-х годов . Драма «Бесприданница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
В а р и а н т у р о к о в 36, 37. Искушение – лейтмотив драмы
«Бесприданница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
«Снегурочка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
УУ р о к 40. Основные этапы жизни и творчества Ф.И. Тютчева . . . . 152
Островского
У р о к 41. Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 42. Философская лирика Ф.И. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
У р о к 43. Любовная лирика Ф.И. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
р о к 44. Основные этапы жизни и творчества Н.А. Некрасова .
Темы и идеи лирики Некрасова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
У р о к и 45, 46. Творчество Н.А. Некрасова: лирика, ранние
поэмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к и 47, 48. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
У р о к 49. Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета .
Своеобразие лирики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
У р о к и 38, 39. Сочинение по драмам А.Н. Островского «Гроза»
Урок внеклассного чтения. Весенняя сказка А.Н. и «Бесприданница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
У р о к 50. Лирика А.А. Фета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 51. Основные этапы жизни и творчества А.К. Толстого .
Своеобразие лирики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
УУ р о к 52. Универсальный талант А.К. Толстого . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
р о к 53. Основные этапы жизни и творчества М.Е. СалтыковаЩедрина
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
У р о к и 54, 55. Особенности сатиры в «Истории одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 56. Коллективный проект. Дискуссия по «Истории
одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 57. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа
Головлевы» . Цикл сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
У р о к и 58, 59. Фредерик Стендаль. «Красное и черное» . . . . . . . . 271
У р о к и 60, 61. Обзор творчества Оноре де Бальзака . . . . . . . . . . . . 276
У р о к и 62, 63. Обзор творчества Чарльза Диккенса . . . . . . . . . . . . 285
У р о к и 64, 65. Основные этапы жизни и творчества
Ф.М. Достоевского . Роман «Бедные люди» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
У р о к 66. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как
идеологический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
УУ р о к 67. Идея и натура Раскольникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
У р о к 68. Раскольников и Сонечка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
р о к и 69, 70. Роман «Преступление и наказание» в русской
критике . Экранизации романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Стр.479
Содержание
479
У р о к и 71, 72. Обзор романов Ф.М. Достоевского «Идиот»,
«Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
У р о к и 73, 74. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 77. Творческая история романа «Война и мир» .
Особенности жанра и композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
р о к 76. Военный опыт Л.Н. Толстого , его общественная
повесть «Казаки» и педагогическая деятельность. «Севастопольские рассказы»,
У р о к и 78, 79. Народ и толпа. Наполеон и Кутузов в романе
«Война и мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
У р о к и 80, 81. Жизненные искания Андрея Болконского
и Пьера Безухова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
УУ р о к и 82, 83. Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира» . . . . . . . . 374
р о к и 84, 85. Литературоведческий практикум по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к и 86, 87. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война
и мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
У р о к 88. Обзор романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
и «Воскресение» . Религиозно-этические взгляды Толстого . . . . 384
У р о к 89. Основные этапы жизни и творчества Н.С. Лескова .
Художественный мир писателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
У р о к 90. Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» .
Обзор хроники «Соборяне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
У р о к 91. Литературоведческий практикум по повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
УУ р о к 92. Обзор творчества Генрика Ибсена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
У р о к 93. Обзор творчества Ги де Мопассана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
У р о к 94. Обзор творчества Джорджа Бернарда Шоу . . . . . . . . . . . . 422
У р о к 95. Основные этапы жизни и творчества А.П. Чехова . . . . . . 430
У р о к и 96, 97. Проза А.П. Чехова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
р о к и 98, 99. Поэтика «новой драмы». Пьеса А.П. Чехова
«Вишневый сад» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
У р о к 100. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
У р о к и 101, 102. Защита рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
Список литературы для 11 класса, рекомендуемой для чтения
летом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
УУ р о к 75. Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Толстого . . . . 339
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Стр.480