УДК 372.882
ББК 74.268.3
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 8 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 5-е изд., эл. – 1 файл pdf :
448 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05310-0
В пособии представлены поурочные разработки по литературе
для 8 класса к учебникам В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение)
и Т.Ф. Курдюмовой и др. (М.: Дрофа), составленные в соответствии
с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для
качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование
учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями
к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по
подготовке к сочинениям.
Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.Подходит
к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной,
В.П. Журавлёва , В.И. Коровина 2014–2018 гг. выпуска; в составе
УМК Т.Ф. Курдюмовой, Е.Н. Колокольцевой, С.А. Леонова и др.
2014–2018 гг. выпуска, также выходившим в качестве учебного пособия
в 2019–2020 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературе. 8 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 5-е изд. –
Москва : ВАКО, 2021. – 448 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05096-3. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05310-0
© ООО «ВАКО», 2016
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала КПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНИКУ В.Я. КОРОВИНОЙ И ДР.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
У р о к 1. Русская литература и история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
УУУстное народное творчествор о к 2. Русские народные песни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
р о к 3. Исторические народные песни . Предания «О Пугачеве»,
«О покорении Сибири Ермаком» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
УИз древнерусской литературыр о к и 4, 5. Житийная литература как особый жанр . «Повесть
Александра Невского» о житии и о храбрости благородного и великого князя
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 6. «Повесть о Шемякином суде» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
УИз литературы XVIII века
р о к 7. XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 8. Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 9. Драматургический конфликт и композиция пьесы .
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 1 0. Д.И. Фонвизин «Недоросль» . Урок-дискуссия
на тему «Значение комедии для современников и следующих
поколений» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 1 1. Контрольный урок по теме «Человек и история
XVIII в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе
УИз русской литературы XIX века
У р о к и р а з в и т и я р е ч и. Инсценировка фрагментов пьесы
Д.И. Фонвизина «Недоросль» (осуществляется во внеурочное
время) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
века» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 1 2. И.А. Крылов. Басня «Обоз» и ее историческая основа . . . 52
р о к 1 3. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте . Дума «Смерть Ермака»
и ее связь с русской историей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Стр.443
Содержание
443
У р о к 1 4. А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского
бунта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
У р о к 1 5. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое
своеобразие произведения. Истоки формирования личности
Гринева (анализ глав I–II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 1 6. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора
в романе . Гринев и Швабрин (разбор глав III–V) . . . . . . . . . . . . . . 75
У р о к 1 7. Пугачев и народ в романе (разбор глав VI–VII) . . . . . . . . . 79
У р о к 1 8. Средства характеристики героев романа на примере
глав VIII–XII . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 1 9. Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа .
Анализ эпизода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 2 0. Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . 96
р о к 2 3. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
УУ р о к 2 1. Лирика А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
У р о к 2 2. М.Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри» . . . . . . . . . 109
У р о к 2 4. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства
его создания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 2 5. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» . . . . . . . . . . . . 132
У р о к 2 6. Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор» . История
создания комедии. Знакомство с комедией . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
У р о к 2 7. Разоблачение пороков чиновничества в комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения . . . 143
У р о к 2 8. Хлестаков и хлестаковщина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
У р о к 2 9. Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор» . Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 3 0. Обсуждение театральных постановок , кинематографических версий комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 3 1. Образ «маленького человека» в литературе .
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
УУ р о к 3 2. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
У р о к 3 3. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» . . . . . 179
р о к 3 4. Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 3 5. Н.С. Лесков. Слово о писателе . Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 3 6. Л.Н. Толстой. Слово о писателе . История создания
рассказа «После бала» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
У р о к 3 7. «После бала». Художественное своеобразие рассказа .
Контраст как основной художественный прием в рассказе . . . . . 193
У р о к 3 8. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После
бала» . Моральная ответственность человека за происходящее . . . 198
У р о к 3 9. Внеклассное чтение. Поэзия родной природы
А.А. в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
Фета, А.Н. Майкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к 4 0. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история
об упущенном счастье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Стр.444
444
Содержание
УИз литературы XX века
У р о к 4 1. И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ» . . . . 215
р о к 4 2. Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна
«Куст сирени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
У р о к 4 3. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема
в творчестве Блока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 4 4. А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле
Куликовом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к и 4 5, 4 6. С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма
«Пугачев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
У р о к 4 7. И.С. Шмелев. Слово о писателе . Рассказ «Как я стал
писателем» – воспоминание о пути к творчеству . . . . . . . . . . . . . 238
У р о к 4 8. М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики
в рассказе «Пенсне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 4 9. Журнал «Сатирикон» . Сатирическое изображение
исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова,
А. Аверченко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
У р о к 5 0. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» . Рассказ
М.М. Зощенко «История болезни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к и 5 1, 5 2. А.Т. Твардовский. Слово о поэте . Поэма
Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 5 3. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий
Теркин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
У р о к и 5 4, 5 5. Стихи и песни о Великой Отечественной войне . . . 265
В а р и а н т у р о к о в 5 4, 5 5. Великая Отечественная война
в стихотворениях советских поэтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к и 5 6, 5 7. В.П. Астафьев. Слово о писателе . Проблемы
в рассказе «Фотография, на которой меня нет» . . . . . . . . . . . . . . . 275
У р о к и 5 8, 5 9. Русские поэты о Родине, родной природе
и о себе . Поэты русского зарубежья об оставленной Родине . . . . 282
УИз зарубежной литературыр о к и 6 0, 6 1. У. Шекспир. Слово о писателе . Проблемы в
трагедии «Ромео и Джульетта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
У р о к 6 2. Сонеты Шекспира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
У р о к и 6 3, 6 4. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» . . . . . . . 301
У р о к и 6 5, 6 6. Вальтер Скотт. Слово о писателе . «Айвенго»
как исторический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
УУ р о к 6 7. Итоговый тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
р о к 1. Введение. Литература и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
р о к 6 8. Итоговый урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
УТематическое планирование учебного материала КПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНИКУ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ И ДР. . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
УФольклорр о к 2. Народная историческая песня . «Правеж», «Петра I
узнают в шведском городе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
У р о к 3. Народный театр. «Как француз Москву брал» . . . . . . . . . . 325
Стр.445
Содержание
445
УЛитература эпохи Возрожденияр о к и 4, 5. Мигель де Сервантес Сааведра . «Дон Кихот» –
вечная книга, вечный герой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
УУДревнерусская литературар о к 6. Жанр летописи. «Повесть временных лет» . . . . . . . . . . . . . 337
р о к 7. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани
Батыем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
р о к 1 1. Внеклассное чтение. Литературная игра по теме
«Древняя Русь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
р о к 1 4. XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
У р о к и 8, 9. Житие. «Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя Александра Невского» . . . . . . . . 343
УУ р о к 1 0. Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» . . . . . 344
УЛитература эпохи Просвещенияр о к и 1 2, 1 3. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» . . . . . . . 352
УЛитература XVIII века
У р о к 1 5. Речевая характеристика героев комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
У р о к 1 6. Драматургический конфликт и композиция пьесы .
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 1 7. Д.И. Фонвизин «Недоросль» . Урок-дискуссия на тему
«Значение комедии для современников и следующих
поколений» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к и р а з в и т и я р е ч и. Инсценировка фрагментов пьесы
Д.И. Фонвизина «Недоросль» (осуществляется во внеурочное
время) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 1 8. Подготовка к сочинению по комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 1 9. Контрольный урок по теме «Человек и история
XVIII в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе
УЛитература XIX века
века» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
р о к 2 0. Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой
«Илья Муромец» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 2 1. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
У р о к и 2 2, 2 3. Вальтер Скотт. Слово о писателе . «Айвенго»
как исторический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
У р о к 2 4. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» и ее
историческая основа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
р о к 2 8. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» . Жанровое
своеобразие произведения. Истоки формирования личности
Гринева (анализ глав I–II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
УУ р о к 2 5. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» . . . . . . . . . . . . . . . . 362
У р о к 2 6. А.С. Пушкин «Полтава» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 2 7. А.С. Пушкин «Борис Годунов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Стр.446
446
Содержание
У р о к 2 9. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора
в романе . Гринев и Швабрин (разбор глав III–V) . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к 3 0. Пугачев и народ в романе (разбор глав VI–VII) . . . . . . . . 375
У р о к 3 1. Средства характеристики героев романа на примере
глав VIII–XII . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к 3 2. Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа.
Анализ эпизода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к 3 3. Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» . Подготовка к сочинению . . . . . . . . . . . . . . 376
УУ р о к 3 4. Исторический роман и исторический труд . . . . . . . . . . . . 376
р о к и 3 5, 3 6. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
У р о к 3 7. Н.В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа
повести «Тарас Бульба». Проблемы национального
самосознания, веры и гуманизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
У р о к 3 9. Приемы создания героического характера . Герои
Н.В. Гоголя и древнеэпические герои . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
У р о к 4 1. Художественные особенности повести «Тарас Бульба» .
Роль пейзажа в повести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
У р о к и 4 3, 4 4. Мотивы былого в лирике поэтов XIX века . . . . . . 407
У р о к 4 5. А.К. Толстой «Василий Шибанов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
УУ р о к и 4 6, 4 7. А.К. Толстой «Князь Серебряный» . . . . . . . . . . . . . 414
У р о к 3 8. Система образов в повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 4 0. Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора
в повести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
У р о к 4 2. Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
р о к 4 8. Вымысел и реальность в художественном
произведении . Народная речь в литературном тексте . . . . . . . . . . 416
р о к 5 1. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания
рассказа «После бала» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
УУ р о к и 4 9, 5 0. Внеклассное чтение. А. Дюма «Три мушкетера» . . . 418
У р о к 5 2. «После бала». Художественное своеобразие рассказа .
Контраст как основной художественный прием в рассказе . . . . . 419
УЛитература XX века
У р о к 5 3. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После
бала» . Моральная ответственность человека за происходящее . . . 419
У р о к и 5 4, 5 5. Былины и их герои в поэзии ХХ века . . . . . . . . . . . 419
У р о к 5 6. Ю.Н. Тынянов «Восковая персона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
У р о к 5 7. Внеклассное чтение. М. Алданов «Чертов мост» . . . . . . . 423
У р о к и 5 8, 5 9. Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…» . . . . . . . . . . . . 424
У р о к и 6 0, 6 1. Великая Отечественная война в лирике ХХ века . . . 427
У р о к и 6 2, 6 3. Л.М. Леонов «Золотая карета» . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
У р о к и 6 4, 6 5. Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века . . . . . . . 436
У р о к 6 6. Итоговый тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
р о к и 6 7, 6 8. Итоговые уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Стр.447