УДК 908(075)
ББК 63.3(2)я73
С60
Рецензенты:
В. Н. Демешко, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии
и методики обучения географии ОмГПУ;
А. П. Сорокин, зам. директора по науке
Омской государственной областной
научной библиотеки имени А. С. Пушкина,
руководитель Центра краеведческой информации
Солодовникова, Ю. Р. Краеведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие /
Ю. Р. Солодовникова ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Электрон. текст. дан. (1,22 Мб). –
Омск : Изд-во ОмГТУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. – Минимальные системные требования:
процессор Intel Pentium 1,3 ГГц и выше; оперативная память 256 Мб и более;
свободное место на жестком диске 260 Мб и более; операционная система Microsoft
Windows XP/Vista/7/10; разрешение экрана 1024×768 и выше; акустическая система
не требуется; дополнительные программные средства Adobe Acrobat Reader 5.0 и выше.
– ISBN 978-5-8149-3174-0.
Учебное пособие содержит теоретико-методологический аппарат по дисциплине
«Краеведение». Рассмотрены основные понятия и определения краеведения, выделены
специфические черты его развития. На региональном уровне представлены основные
этапы развития края. Освещаются темы, позволяющие формировать у студента комплекс
теоретических знаний и практических навыков краеведческой работы, анализировать историко-культурный
потенциал Омска и Омской области в плане туризма.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению
43.03.02 «Туризм», а также для специалистов, работающих в области краеведческого
туризма.
Редактор Т. А. Москвитина
Компьютерная верстка Ю. П. Шелехиной
Для дизайна этикетки использовано фото из личного архива автора
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сводный темплан 2020 г.
Подписано к использованию 04.12.20.
Объем 1,22 Мб.
2
© ОмГТУ, 2020
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Краеведение» является одним из основных в подготовке студентов,
обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм». В учебном пособии
представлена история развития края в разные периоды времени и на
современном этапе.
В развитии краеведения заинтересованы учреждения науки, культуры,
образования, туризма. Одни из них используют в своей деятельности
результаты краеведческих исследований, другие применяют формы и методы
краеведческой работы, третьи связывают проблему повышения эффективности
деятельности отраслей народного хозяйства с общественным
краеведческим движением. Краеведение по своей природе многофункционально
и обладает серьезным потенциалом для решения социальных,
экономических, культурных проблем, стоящих перед нашим обществом.
Задачи изучения студентами данной дисциплины следующие: ознакомить
с общетеоретическими основами краеведения; расширить знания
студентов об истории г. Омска и Омской области; сориентировать профессиональный
интерес на исторические и культурные памятники г. Омска;
сформировать навыки проектирования и реализации экскурсионных
маршрутов по г. Омску; познакомить студентов с историей пребывания
в г. Омске выдающихся личностей; расширить представления об архитектурных
стилях, театрах, музеях и т. п. Данные знания могут быть полезны
при составлении туров и экскурсий регионального характера.
Пособие состоит из введения, пяти глав и заключения. В первой главе
приведён понятийно-категорийный аппарат курса, дана периодизация развития
нашего края. Во второй главе проанализировано развитие Омского
Прииртышья в глубокой древности – в эпоху палеолита, мезолита, неолита,
бронзового и железного веков. Описаны культура, быт, занятия, религиозные
верования таежного и степного населения Омского Прииртышья.
Выделена специфика развития нашего края на каждом этапе. Описаны
представители кротовской археологической культуры андроновской культурно-исторической
общности, сузгунской и ирменской археологических
3
Стр.3
культур. В третьей главе излагается история развития нашего края в период
средневековья (5–16 вв.). Выделена периодизация средневекового периода
Омского Прииртышья: раннего (5 в. – первая половина 10 в.); развитого
(10–14 вв.); позднего (15–16 вв.). Представлена потчевашская археологическая
культура, история Тюркского и Кимакского каганатов, сибирских
ханств. Четвёртая глава посвящена специфике присоединения
Сибири к России, жизни сибирских племен и народностей после присоединения
к России, основанию новых городов. Проанализирован процесс
переселения: вольнонародного и правительственного. Показана роль сибирских
городов как военных и административных центров, посадов. Пятая
глава посвящена истории основания г. Омска: экспедиции И. Д. Бухгольца,
основанию Первой и Второй Омских крепостей. Выделяется роль
г. Омска в дальнейшем продвижении русских на юг Сибири, а также представлены
периоды становления г. Омска – от крепости к административному
центру Западной Сибири.
Учебное пособие включает в себя отдельные темы, в которых анализируются
теоретическо-методологические аспекты курса (анализ понятийного
аппарата: методы, формы, функции, направления краеведения),
специфика развития Омского региона в историческом аспекте с древнейших
времен до наших дней, а также характеристика отдельных культурноисторических
общностей, народностей, населявших наш край в разные
периоды времени.
В заключении говорится о перспективах дальнейшего исследования
проблем истории нашего края.
Структура пособия соответствует концепции преподавания курса.
Определенную помощь при изучении курса окажут вопросы и задания,
приведённые в конце каждой главы. Они носят творческий характер
и ориентированы на определение степени усвоения материала. Также при
формировании структуры пособия «Краеведение» обращено внимание на
освоение студентами общекультурных и профессиональных компетенций
в рамках данной дисциплины.
4
Стр.4