issn 2309-9380
ВЕСТНИК
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2022. № 4 (37)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор — Федяев Д. М., доктор философских наук,
профессор (Омск, Россия)
Заместители главного редактора — Горнова Г. В., доктор
философских наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Боженкова Н. А., доктор филологических наук, профессор (Москва,
Россия)
Боргоякова Т. Г., доктор филологических наук, профессор (Абакан,
Россия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Карпова Л. Л., доктор филологических наук, доцент (Ижевск, Россия)
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск, Россия)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент (Омск, Россия)
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Редакционная коллегия:
Морозов А. А. В поисках человеческого
в человеке (к 70-летию со дня рождения
Сергея Федоровича Денисова) �������������������������
Назаров С. П. Специфика асимметрий
конфликта в виртуальном пространстве ��������� 8
Напсо М. Д. Образование в условиях
постиндустриализма ����������������������������������������� 4
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск, Россия)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор (Омск, Россия)
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор (Москва,
Россия)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан, Россия)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор (Москва,
Россия)
Нефёдова Л. К. Субъект в генезисе религии
и искусства ��������������������������������������������������������� 48
Прищенко С. В., Цыганова И. В.
Представления о времени в эпоху пандемии:
возвращение к архаике? ����������������������������������� 5
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
Устинова Т. В., доктор филологических наук, доцент (Москва, Россия)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент (Омск, Россия)
Учредитель —
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Омский государственный
педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 328.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2022
2
Цветкова И. В., Евченко О. С. Кризис культуры
в контексте развития техники ��������������������������� 59
Чеснокова Л. В. Тоска по дому и тяга к странствиям
как два полюса человеческого бытия ������������������ 65
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Глотова Е. А., Москвина В. А. Осмысление
болезни в фольклоре и лингвокультуре Омского
Прииртышья: к вопросу об универсальных
концептах и глобальных компетенциях
в региональном пространстве �������������������������� 73
Демченков С. А., Федяева Н. Д., Шутяк М. А.
Квазирусистика: идеи и коммуникативные
каналы любительской лингвистики ����������������� 79
Золтнер О. В. Трактовка приложения как
второстепенного члена предложения
в школьных учебниках и пособиях ������������������� 8
Ахметзянова Д. Н. Пространство современного
города: от модернизма к эмпатическому
повороту ��������������������������������������������������������������� 9
Довгаленко Н. В. Ревизия постмодерна:
онтологический аспект �������������������������������������� 14
Душкин А. М. Историко-онтологическая
структура единства в русской философии:
от П� Я� Чаадаева к Н� А� Бердяеву �������������������� 19
Жапарова А. К. Метафоры тела в философии
Жана-Люка Нанси: тело страдающее ��������������� 24
Минайчев А. В. Самоцензура в механизме
объективации ценностей ���������������������������������� 29
Стр.3
Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Содержание
концепта «терроризм»: лингвистический
и социально-политический аспекты ���������������� 88
Косякова Ю. Г. Культурологический
компонент как основа формирования
языковой личности �������������������������������������������� 95
Лихачева Ж. В., Соловьева Н. Н.
Семантическая характеристика фразовых
глаголов английского языка с частицами
направления движения Directional Particles ����� 100
Лю И. Прилагательные с семантикой
слухового восприятия и их функции в жанре
путевого очерка ����������������������������������������������� 105
Макович Г. В. Описательный способ
выражения процесса в русском
и монгольском юридическом дискурсе��������� 110
Морина Л. А. Элокутивная специфика
медицинских массмедийных текстов
турбулентного периода в аспекте
риторического декодирования ���������������������� 115
Свистунова И. А. Зоонимические терминыметафоры
в английском языке ����������������������� 121
Шевелева Т. Н., Лаухина С. С.
Фразеологическая компетентность как одна
из составляющих языковой личности
современного студента ����������������������������������� 126
Шестова А. А. Особенности эмотивов
в научном дискурсе сайта Оксфордского
университета ���������������������������������������������������� 1 2
Яцевич О. Е., Сперанская Н. И., Пашина А. В.,
Юдашкина В. В. Контент понятия «здоровье»:
анализ популярных англоязычных журналов,
опубликованных до пандемии COVID-19 ������ 142
ПЕДАГОГИКА
Ахмедьянова А. Х. Гармоничное развитие
личности обучающихся средствами родного
языка и культуры как основа гражданскопатриотического
воспитания �������������������������� 151
Богдашин А. В., Соловьёв Д. Н., Соловьёва Т. О.
Роль искусственного интеллекта в образовательном
процессе педагогического вуза ������������������������������156
Грачев А. В., Стегнюшин А. А. Учитель
в системе обучения и воспитания Сибирского
казачьего войска (XIX – начало XX века) �������� 161
Сарф Е. А., Макарова Н. А., Постнова Т. В.,
Бельская Л. В. Проблема критериев оценки
студенческих рефератов в эпоху цифровизации
образования ����������������������������������������������������� 227
Смагина И. Л. Трудности формирования
и оценки универсальных компетенций
студентов вуза �������������������������������������������������� 2 2
Информация для авторов ������������������������������ 237
Двадненко А. В., Новикова О. Н., Бочаров С. С.
Социальные основы реализации инклюзивного
образования в детских учреждениях санаторнооздоровительного
типа ����������������������������������� 168
Денисова О. А., Денисов А. П., Дробышев В. В.
Оценка состояния и перспектив
дистанционного образования по результатам
социологического опроса студентов �������������� 173
Зинченко В. О., Полупаненко Е. Г. Изучение
развития химического образования школьников
в советской России: методологический аспект �� 179
Иоаниди А. Ф. Из опыта применения метода
кейсов в процессе развития педагогической
культуры адъюнктов военного вуза ��������������� 186
Клюшникова Е. А. Формирование трезвого
мировоззрения: педагогический дискурс ����� 191
Кондаурова Т. И., Фетисова Н. Е.
Особенности подготовки будущих учителей
к профессиональной деятельности в условиях
технопарка университета �������������������������������� 196
Нетунаева Ю. Л. Особенности построения
модели формирования проектноисследовательской
компетенции
в инновационной образовательной среде
колледжа ���������������������������������������������������������� 200
Павленко Е. А. Процесс формирования
цифровой компетенции бакалавров
педагогического образования ������������������������ 205
Пожаркова И. Н. Организация групповой
формы обучения с использованием облачных
технологий ������������������������������������������������������� 210
Россомахина О. М. Сущность и структура
естественно-научной компетентности будущих
специалистов в сфере клинической медицины �� 221
Стр.4
issn 2309-9380
CONTENTS
PHILOSOPHY
REVIEW OF OMSK STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
HUMANITARIAN RESEARCH
Scientifi c Journal
2022. No. 4 (37)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief — Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Omsk, Russia)
Deputies Chief Editor — Gornova G. V., Doctor of Philosophical
Sciences, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Bozhenkova N. A., Doctor of Philological Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Borgoiakova T. G., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Karpova L. L., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Izhevsk, Russia)
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Omsk, Russia)
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk,
Russia)
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Editorial Staff:
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Omsk,
Russia)
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Abakan,
Russia)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow,
Russia)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg, Russia)
Ustinova T. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
(Moscow, Russia)
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution of Higher
Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certifi cate ПИ ФС77-66763 of August 8,
2016 issued by Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor)
Editorial offi ce address:
OSPU, r. 328, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, Omsk Oblast,
644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik@omgpu.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2022
4
Akhmetzyanova d. N. Modern City Space: From
Modernism to the Empathic Turn ������������������������� 9
dovgalenko N. V. Postmodern Revision:
Ontological Aspect ���������������������������������������������� 14
dushkin A. M. Historical and Ontological Structure
of Unity in Russian Philosophy:
From P� Ya� Chaadaev to N� A� Berdyaev �������������� 19
Zhaparova A. K. Metaphors of the Body
in the Philosophy of Jean-Luc Nancy: The Suff ering
Body �������������������������������������������������������������������� 24
Minaichev A. V. Self-Censorship in Mechanism of
Value Objecti vati on ��������������������������������������������� 29
Morozov A. A. In Search of the Human in Man
(To the 70th Anniversary of the Birth of Sergei
Fedorovich Denisov) ��������������������������������������������
Nazarov S. P. The Specifi city of Confl ict
Asymmetries in Virtual Space ������������������������������ 8
Napso M. d. Еduсati on in the Conditi ons
of Posti ndustrialism ��������������������������������������������� 4
Nefedova L. K. The Subject in the Genesis
of Religion and Art ����������������������������������������������� 48
Prishchenko S. V., Tsyganova I. V. Ideas About
Time in the Era of the Pandemic: A Return
to the Archaic? ���������������������������������������������������� 5
Tsvetkova I. V., Evchenko O. S. The Сrisis of
Culture in the Context of Technology
Development ������������������������������������������������������� 59
Chesnokova L. V. Homesickness and Wanderlust
as Two Poles of Human Existence ����������������������� 65
LINGUISTICS
Glotova E. A., Moskvina V. A. Understanding
the Disease in Folklore and Linguoculture of
the Omsk Irtysh Region: On the Issue of Universal
Concepts and Global Competencies in the Regional
Space ������������������������������������������������������������������� 73
demchenkov S. A., Fedyaeva N. d., Shuti ak M. A.
Quasi-Russian Studies: Ideas and Communicati on
Channels of Amateur Linguisti cs ������������������������� 79
Стр.5
Zoltner O. V. Interpretation of the Appositive
as the Subordinate Part of a Sentence in School
Textbooks and Manuals ��������������������������������������� 8
Kartavaya Yu. K., Kravchenko O. G. The Content
of the Concept of “Terrorism”: Linguistic and
Socio-Political Aspects ����������������������������������������� 88
Kosyakova Yu. G. Cultural Component as the Basis
for the Formation of a Linguistic Personality ������� 95
Likhacheva Zh. V., Solovyova N. N. Semantic
Characteristics of English Phrasal Verbs with
Directional Particles ������������������������������������������� 100
Liu Yi. Adjectives with the Semantics of Auditory
Perception and Their Function in the Travel Essay
Genre ����������������������������������������������������������������� 105
Makovich G. V. Descriptive Way of Expressing
the Process in the Russian and Mongolian Legal
Discourse ����������������������������������������������������������� 110
Morina L. A. Elocutionary Specificity of Medical
Mass Media Texts of the Turbulent Period
in the Aspect of Decoding Rhetoric ������������������� 115
Svistunova I. А. Zoonymic Terms-Metaphors in
English ��������������������������������������������������������������� 121
Sheveleva T. N., Laukhina S. S. Phraseological
Competence as One of the Components
of the Linguistic Personality of a Modern Student �� 126
Shestova A. A. The Features of Emotives
in the Scientific Discourse of the Website
of the University of Oxford �������������������������������� 1 2
Yatsevich O. E., Speranskaya N. I., Pashina A. V.,
Yudashkina V. V. The Content of the Concept
of “Health”: An Analysis of Popular EnglishLanguage
Journals Published Before the COVID-19
Pandemic ����������������������������������������������������������� 142
PEdAGOGICS
Akhmedyanova A. Kh. Harmonious Development
of Students’ Personality by Means of Their Native
Language and Culture as the Basis of Civic and
Patriotic Education �������������������������������������������� 151
Bogdashin A. V., Solovev d. N., Soloveva T. O.
Role of Artificial Intelligence in the Educational
Process of a Pedagogical University ������������������ 156
Grachev A. V., Stegniushin A. A. Teacher in the System
of Training and Education of the Siberian Cossack
Army (19th
— Early 20th
Century) ��������������������������� 161
5
dvadnenko A. V., Novikova O. N., Bocharov S. S.
Social Foundations of the Implementation of
Inclusive Education in Children’s Health-Improving
Institutions �������������������������������������������������������� 168
denisova O. A., denisov A. P., drobyshev V. V.
Appraisal of the State and Prospects of Distance
Education Based on the Results of a Sociological
Survey of Students �������������������������������������������� 173
Zinchenko V. O., Polupanenko E. G. Studying
the Development of Chemical Education of
Schoolchildren in Soviet Russia: Methodological
Aspect ���������������������������������������������������������������� 179
Ioanidi A. F. From the Experience of Applying
the Case method in the Process of Developing
the Pedagogical Culture of military University
Adjuncts ������������������������������������������������������������ 186
Kljushnikova E. A. Formation of a Sober
Worldview: Pedagogical Discourse ������������������� 191
Kondaurova T. I., Fetisova N. E. Features of
Preparing Future Teachers for Professional
Activities in the Conditions of the University’s
Technoрark �������������������������������������������������������� 196
Netunaeva Yu. L. Features of Constructing
a model of Project-Research Competence
Formation in the College Innovative Educational
Environment ������������������������������������������������������ 200
Pavlenko E. A. The Process of Formation
of Digital Competence of Bachelors of Pedagogical
Education ���������������������������������������������������������� 205
Pozharkova I. N. Organization of a Group Form
of Education Using Cloud Technologies ������������ 210
Rossomahina O. M. The Essence and Structure
of the Natural Science Competence of Future
Specialists in the Field of Clinical medicine ������ 221
Sarf E. A., Makarova N. A., Postnova T. V.,
Belskaya L. V. The Problem of Evaluation Criteria
for Student Reference Papers in the Era of
Digitalization of Education �������������������������������� 227
Smagina I. L. Difficulties in the Formation
and Assessment of Students’ Universal
Competencies ���������������������������������������������������� 2 2
Information for the Authors ����������������������������� 237
Стр.6