Министерство просвещения Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Education of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2021 • № 1 (30)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2021 • № 1 (30)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2021
OSPU Publishing House
2021
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
ISSN 2309-9380
Вестник
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
научный журнал
2021. № 1 (30)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор —
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Заместители главного редактора —
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Барабошина Н. В. Концепт «граница»
в философии В. С. Библера .................................9
Варова Н. Л. Феномен образа мира
в изобразительном искусстве ...........................14
Долгицкий О. Д. Философскоантропологическое
значение понятия
«объективация» от классической немецкой
философии до фрейдомарксизма ....................18
Касаткина С. С. Историко-культурное наследие
городов России как элемент культурного
универсума.........................................................21
Навойчик Е. Ю. Социальный и индивидуальный
модусы в педагогическом отношении
как пространстве понимания ...........................25
Поддубная Г. Г. Артельность как форма
проявления народности в музыкальной
культуре ..............................................................29
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Руди А. Ш. Онтологическая кристаллизация
устойчивого в культуре ......................................33
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
(Москва)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Учредитель —
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Туркельтауб Е. О. Ценность моды в культуре ... 38
Чалдышкина М. В. О врачебном долге
перед лицом коллапса в медицине: этикофилософский
аспект проблемы .......................41
Шаров А. С. Аффективная пред-данность
и собирание себя ...............................................45
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой
информации ПИ № ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2021
2
Шмелева И. А., Беляев В. А. Инклюзивная
среда города в контексте культуры на примере
Санкт-Петербурга ...............................................50
ЯзЫКОзНАНИЕ
Кутьева М. В. «Параллельные»
фразеологические образы, восходящие
к Библии, в испанском и русском языках:
иллюзорность тождественности ........................ 61
Макович Г. В. Коммуникативные стратегии
сторон в судебном процессе и их отражение
в судебном переводе ........................................... 68
Мельник Ю. А. Иноязычный акцент в русской
речи монголов как результат интерференции
языковых систем .................................................. 72
Михайлова А. И. Метафора как способ
выражения и импликации вербальной агрессии
(на материале отечественного рок-дискурса) .....77
Стр.3
Никитина Л. Б. Трансформации грамотности
в интернет-общении ............................................ 81
Румеус Н. А. Жанровая характеристика
интернет-форумов автомобилистов .................. 87
Руссу К. Р. Как можно было
распространять заведомо ложную
информацию в XVIII веке? ................................... 92
Степанова А. С. Русская национальная
идентичность (на материале демотиваторов
и мемов) ................................................................ 96
ПЕДАГОГИКА
Асриев А. Ю., Маврина И. А. Идеи
социального воспитания в концепциях
социальной педагогики в России
и Германии .......................................................103
Исмаилова Х. Э. К вопросу о выражении
и употреблении предиката при подготовке
к сдаче теста по русскому языку второго
сертификационного уровня ............................108
Козин С. В., Литвинова ж. Б. Модель
социологического образования в СССР
(конец 1950-х — начало 1980-х годов) ...........112
Кузнецов А. С. Патриотическое воспитание:
теоретико-методологические проблемы
педагогического исследования ......................118
Кузнецова Е. И. От конкретики учебного
предмета к общему образованию .................123
Ланщикова Г. А., Позднякова Т. Ю. Метод
кейсов как вид интерактивной технологии
в профессиональной подготовке будущих
дизайнеров ......................................................127
Майер Р. В. Изменение сложности
изучаемых понятий и теоретических моделей
с возрастом ученика ........................................132
Одинокова Н. А. Использование
дистанционных форм обучения с детьми,
имеющими особые образовательные
потребности: реалии сегодняшнего дня
и перспективы ..................................................137
Подкорытова А. В. Особенности разработки
и использования электронного курса
по русскому языку как иностранному
на довузовском этапе подготовки
(на базе MOODLE) ............................................141
Потовская К. С., Секрет К. А. Мотивирующая
роль оценивания и обратной связи при
обучении английскому языку студентов
неязыковых специальностей ..........................144
3
Сергиенко И. В., Крымова М. А. Практические
аспекты разработки электронного учебного
контента педагогами образовательных
организаций .....................................................149
Чердынцева Е. В., Якубенко О. В.
Профилактика дезадаптационных реакций
у будущих первоклассников ...........................153
Информация для авторов ..............................157
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2021. № 1 (30)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief —
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Deputies Chief Editor —
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Editorial Staff:
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution
of Higher Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certificate ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016 issued by Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass Media
(Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, r. 329, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk,
Omsk Oblast 644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2021
4
PHilOSOPHy
Baraboshina n. V. The Concept �Border�
in the Philosophy of V. S. Bibler ............................... 9
Varova n. l. The Phenomenon of World Image
in Fine Arts ............................................................. 14
Dolgitskii O. D. Philosophical and Anthropological
Meaning of the Concept of “Objectification” from
Classical German Philosophy to Freudomarxism .. 18
Kasatkina S. S. Historical and Cultural Heritage
of Russian Cities As an Element of the Cultural
Universe ................................................................. 21
navoichik E. yu. Social and Individual Modes
in “Pedagogical Attitude” As a Space
of Understanding ................................................... 25
Poddubnaya G. G. Artelas a Form of Manifistation
of Nationality in Musical Culture ........................... 29
Rudi A. Sh. Ontological Crystallization
of the Sustainable in Culture ................................. 33
turkel’taub E. O. The Value of Fashion in Culture ...38
Chaldyshkina M. V. On Medical Duty in the Face
of Collapse in Medicine: Ethical and Philosophical
Aspect of the Problem ........................................... 41
Sharov A. S. Affective Pre-Givenness
and Accumulation of Oneself ................................ 45
Shmeleva i. A., Belyaev V. A. Inclusive
Environment of the City in the Context of Culture
on the Example of Saint Petersburg ...................... 50
linGUiStiCS
Kut’eva M. V. “Parallel” Phraseological Images
Referring to the Bible in Spanish and Russian
Languages: Illusion of Universality ......................61
Makovich G. V. Communication Strategies
of the Parties in Court Proceedings and Their
Reflection in Court Translation ............................68
Mel’nik yu. А. Foreign Language Accent in Russian
Speech of the Mongols As a Result of Interference
of Language Systems ...........................................72
Mikhailova A. i. Metaphor As a Method
of Expression and Implication of Verbal Agression
(on the Example of Russian Rock Discourse) .......77
Стр.5
nikitina l. B. Transformations of Literacy
in Internet Communication .................................81
Rumeus n. A. Genre Characteristics of Internet
Forums for Automobilists ....................................87
Russu K. R. How Could False Information
Be Distributed in the 18th
Century? .....................92
Stepanova A. S. Russian National Identity
(on the Example of Demotivators
and Memes) ........................................................96
PEDAGOGiCS
Asriev A. yu., Mavrina i. A. Ideas of Social
Education in the Concepts of Social Pedagogy
in Russia and Germany ........................................ 103
ismailova Kh. Eh. Revisiting Expression and Use
of the Russian Language Predicate in Preparation
for the Second Certification Level Test ................ 108
Kozin S. V., litvinova Zh. B. The Model of
Sociological Education in the USSR
(the Late 1950s — Early 1980s) ........................... 112
Kuznetsov A. S. Patriotic Education: Theoretical
and Methodological Problems of Pedagogical
Research ............................................................... 118
Kuznetsova E. i. From Subject Specification
to General Education ........................................... 123
lanshchikova G. A., Pozdnyakova t. yu. The Case
Method As a Type of Interactive Technology
in the Professional Training of Future Designers ....127
Maier R. V. Change in the Complexity
of the Studied Concepts and Theoretical Models
with the Age of the Student ................................ 132
Odinokova n. A. The Use of Distance Learning
with Children with Special Educational Needs:
Current Realities and Prospects ........................... 137
Podkorytova A. V. Peculiarities of Development
and Use of an Electronic Course on in RAF
at Pre-University Stage (Based
on the MOODLE E-Platform) ................................ 141
Potovskaya K. S., Sekret K. A. Motivating Role
of Assessment and Feedback in Teaching English
to Students of Non-Linguistic Specialties ............ 144
Sergienko i. V., Krymova M. A. Practical Aspects
of the Development of Electronica Learning Content
by Teachers of Educational Institutions ............... 149
5
Cherdyntseva E. V., yakubenko O. V. Prevention
of Maladjusment Reactions in Future
First-Graders ......................................................... 153
information for the Authors .............................157
Стр.6