Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЗахарова М. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц112
ID767832
АннотацияВ пособии разобраны вопросы, наиболее часто встречающиеся в зачетах, экзаменационных билетах, контрольных и самостоятельных работах по старославянскому языку и истории русского языка.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, готовящихся продемонстрировать свои знания по данным предметам; для тех, кому понадобилось освежить ключевые понятия по истории языка в процессе подготовки курсовых, дипломных, квалификационных работ; готовящихся к государственному экзамену по русскому языку, вступительным экзаменам в магистратуру и аспирантуру, ну и, конечно, для преподавателей (начинающих), которые обдумывают списки экзаменационных вопросов и теоретические части контрольных работ.
ISBN978-5-9765-2242-8
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-03я73
Захарова, М.В. Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах : учеб. пособие / М.В. Захарова .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 112 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-2242-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/767832 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Старославянский,_древнерусский_и_история_русского_литературного_языка_в_вопросах_и_ответах.pdf
М.В. ЗАХАРОВА СТАРОСЛАВЯНСКИЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ И ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.411.2-03я73 З-38 З-38 Захарова М.В. Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.В. Захарова. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 112 с. ISBN 978-5-9765-2242-8 В пособии разобраны вопросы, наиболее часто встречающиеся в зачетах, экзаменационных билетах, контрольных и самостоятельных работах по старославянскому языку и истории русского языка. Пособие предназначено для студентов, готовящихся продемонстрировать свои знания по данным предметам; для тех, кому понадобилось освежить ключевые понятия по истории языка в процессе подготовки курсовых, дипломных, квалификационных работ; готовящихся к государственному экзамену по русскому языку, вступительным экзаменам в магистратуру и аспирантуру, ну и, конечно, для преподавателей (начинающих), которые обдумывают списки экзаменационных вопросов и теоретические части контрольных работ. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.411.2-03я73 ISBN 978-5-9765-2242-8 © Захарова М.В., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ МУДРЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ .......................................6 ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ЮНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ...........................................7 ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПЫТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ ...............................................8 ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НАДО «СДАТЬ — И ЗАБЫТЬ» ...................9 РАЗДЕЛ 1. ЗАЧЕМ НАМ ВСЕ ЭТО НУЖНО И ЧТО ТАКОЕ ЭТО? ............................................................................................10 1. Зачем филологу история языка? ......................................................10 2. Чем отличаются друг от друга эти странные одинаковые предметы? (несколько слов об историко-лингвистическом цикле) ...................................................................................................11 3. Чем синхронный подход отличается от диахронного? ................13 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .........................14 РАЗДЕЛ 2. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ....................................................................17 4. Что такое старославянский язык? И как он связан с древнерусским? ................................................................................17 5. Когда появился старославянский язык и куда он делся? .............19 6. Почему Константин и Мефодий переводили с греческого на болгарский, а получился старославянский?..............................21 7. Какими буквами писали первые славянские тексты? ...................22 8. Что такое ошибки писца? ...................................................................24 9. Что такое редуцированные гласные? ................................................26 10. Что такое полумягкость? ...................................................................29 11. Сколько было частей речи в славянских языках XI в.? ..................30 12. Сколько слов в старославянском языке? И можно ли посчитать количество слов в древнерусском? .........31 13. Сколько было склонений? Как определить, к какому склонению относилось слово? .......................................34 3
Стр.3
14. Зачем глаголу было нужно столько времен? ..................................35 15. Чем класс глагола отличается от спряжения? ................................37 16. Какие бывают причастия? ..................................................................38 17. Откуда взялись полные прилагательные? .......................................40 РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЕРУССКИЙ ..........................................................................41 18. Что случилось с гласными в истории русского языка, или Зачем нам столько согласных? .................................................41 19. Куда упали редуцированные? ...........................................................46 20. Как 16 х 6 превратилось в 6 х 3 + 6? ...................................................49 21. Откуда у личных местоимений 3-е лицо? .......................................51 22. Зачем нужна категория одушевленности? ......................................52 23. Что случилось с перфектом и плюсквамперфектом? ....................54 24. Откуда взялось деепричастие? ..........................................................56 25. Откуда взялась частица БЫ? .............................................................57 РАЗДЕЛ 4. ПРАСЛАВЯНСКИЙ .........................................................................58 26. Зачем реконструировать слова? .......................................................58 27. Что такое исторически однокоренные слова? ................................59 28. Что такое слоговой плавный? ...........................................................60 29. Что такое монофтонгизация дифтонгов? ........................................62 30. Что такое палатализация? .................................................................63 31. Чем полногласие отличается от неполногласия? ..........................64 РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА .......................65 32. Что такое литературный язык? ...........................................................65 33. Как меняется литературный язык? ....................................................68 34. Что такое древнерусский литературный язык? ................................70 35. Откуда и когда взялся русский литературный язык? .....................71 36. Сколько было южнославянских влияний? .....................................72 37. Что такое государственная политика в сфере языка? ....................75 38. Что сделал Петр I с литературным языком? ....................................76 39. Чем «архаисты» отличаются от «новаторов»? ...............................77 4
Стр.4
40. Как понять, что начинается кризис литературного языка, и как заметить, что он заканчивается? ...........................................78 41. Что такое языковая игра? ...................................................................79 42. Чем язык литературы отличается от литературного языка? ..........80 РАЗДЕЛ 6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ .............................................................81 43. Как записать текст по-старославянски или по-древнерусски? ....81 44. Как перевести текст со старославянского или с древнерусского на современный русский язык? ..................84 45. Где писать h? ........................................................................................85 46. Как найти ошибки писца? ..................................................................90 47. Как реконструировать слово? ...........................................................92 48. Как по внешнему виду отличить заимствованное слово? ...........95 49. Как писались числа по-древнерусски? ..........................................100 РАЗДЕЛ 7. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .......................................................103 50. Что такое продуктивная категория? ...............................................103 51. Что такое унификация? ....................................................................104 52. Чем дифтонг отличается от монофтонга? .....................................106 53. Что такое титло? ................................................................................107 54. Что такое супплетивные формы? ....................................................108 55. Что такое дифференциальные признаки? ......................................109 56. История формирования индоевропейской языковой семьи ....110
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ