Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024
Сибирский учитель

Сибирский учитель №4 2022 (200,00 руб.)

0   0
Страниц96
ID742381
АннотацияНаучно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.
Сибирский учитель .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2022 .— №4 .— 96 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/742381 (дата обращения: 04.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сибирский_учитель_№4_2022.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Сибирский_учитель_№4_2022.pdf
№ 4 (143) июль-август 2022 Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК и в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Главный редактор УЧРЕДИТЕЛИ: Министерство образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Председатель редакционного совета К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, ректор НИПКиПРО РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск Л. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф. МПГУ, г. Москва Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск М. Бэррэт, д-р филос. наук, проф. университета Айовы, США А. А. Дмитриев, д-р пед. наук, проф. МГОУ, г. Москва A. Н. Иоффе, д-р пед. наук, доцент МГПУ, г. Москва Канг Ин Ук, д-р пед. наук, проф., декан университета Кёнхи, Южная Корея B. З. Кантор, д-р пед наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург А. А. Корольков, академик РАО, д-р филос. наук, проф.РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор КРИПКиПРО, г. Кемерово Ю. Т. Матасов, д-р психол. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Л. В. Меньшикова, д-р психол. наук, проф. НГТУ, г. Новосибирск C. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора Новосибирской области Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф. БГУ, г. Минск, Белоруссия М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., ТРООО «Педагогическое общество России», г. Томск Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. АлтГУ, г. Барнаул В. Я. Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ Заместитель главного редактора А. В. Молокова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе и цифровизации, зав. каф. начального образования НИПКиПРО, г. Новосибирск Выпускающий редактор А. В. Запорожченко, канд. истор. наук, доцент, зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО, г. Новосибирск [РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:! Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства НГПУ, г. Новосибирск В. С. Барсукова, канд. биол. наук, главный эксперт отдела высшей школы и развития педагогических кадров Министерства образования Новосибирской области И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск Я. Я. Боргено, проректор по административно-хозяйственной работе НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ, г. Новосибирск Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, доцент, зав. каф. иноязычного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск Г. М. Вартапетова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО, г. Новосибирск М. Г. Волчек, канд. пед. наук, доцент каф. педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск И. В. Габер, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здоровья, ОБЖ, физической культуры и спорта НИПКиПРО, г. Новосибирск Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт института им. Гёте, г. Мюнхен, Германия Т. И. Горелова, д-р пед. наук, г. Новосибирск A. Ю. Горбунова, канд. пед. наук, доцент каф. специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии НИПКиПРО, г. Новосибирск Н. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. НГАУ, г. Новосибирск Н. Н. Малахова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск Т. А. Поцукова, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе, зав. каф. управления образованием НИПКиПРО, г. Новосибирск Литературные редакторы: Т. В. Захарова, Т. Л. Мистюк Перевод: Н. Е. Буланкина Компьютерная верстка: Т. Ю. Кириченко Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доцент, профессор каф. начального образования НИПКиПРО, г. Новосибирск B. Б. Рубанович, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск О. Г. Чечулина, канд. пед. наук, зав. каф. дошкольного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: 630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-74-84. E-mail: iio99@mail.ru Журнал распространяется по подписке. Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-81467 от 7 июля 2021 года. За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет. При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Выход в свет 17.10.22. Формат 60x84/8. Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print) Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online) Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 10,7 Заказ № 13. Тираж 1000 экз. Цена свободная. Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 349-58-00. © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2022
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Гносеологический подход к обучению школьников Если рассматривать вопросы обучения детей в масштабах мировой цивилизации, то доминирующей проблемой на уровне подавляющего числа стран является развитие творческих способностей учащихся. Это подтверждается постоянным проведением международных детских олимпиад по различным направлениям, возрастающим к ним вниманием на уровне правительств стран-участников. Но успешное выступление на олимпиадах, детских научных конференциях, семинарах и симпозиумах невозможно без организации самостоятельной поисково-исследовательской учебной деятельности, что и обеспечивает развитие творчества и интереса к ней. Что же должно быть в ее основе? Советские педагоги внесли весомый вклад в систему развития творчества и самостоятельности школьников. Так, была создана и внедрена в практику система самостоятельных творческих работ учащихся, выделены этапы творческой учебной деятельности, разработаны пути формирования научных понятий, использования моделей и аналогий в творчестве школьников и т. п. По существу речь идет об отражении в учебно-познавательном процессе школьников научно-исследовательской деятельности ученого, процесса научного поиска человечеством, открытия людьми новых знаний, то есть гносеологического аспекта философской науки. Этим и обусловлен гносеологический подход к обучению. Если для научного сообщества открытые им знания носят абсолютную новизну (о них раньше человечество не знало), то для обучающихся новизна знаний является относительной о них не знали только они, но при этом характер открытия ими этих знаний может глубоко отражать исследовательский характер в науке. Если при обучении детей реализуется исследовательский подход, то по аналогии с научным познанием как ведущим объектом гносеологии в учебном процессе используется понятие учебного познания. По этой же аналогии в нём на обобщенном уровне выделяются такие этапы, как исходные данные для овладения определенными знаниями, гипотеза, её проверка, практическое использование нового знания. Каждый из них имея свою структуру, обеспечивает глубокую метапредметность. Внедрение гносеологического способа обучения — сложное мероприятие, особенно для учителя, но если им овладеть на высоком системном уровне, то учебно-воспитательный процесс становится значительно продуктивнее традиционных подходов с устойчивым познавательным интересом у учащихся. Важнейшим условием для его эффективной реализации является всесторонняя профессиональная готовность учителя для деятельности в этой области. Важно все разделы учебного предмета переконструировать так, чтобы были четко выделены этапы учебного познания. Учебники при этом будут необходимы после овладения учебным материалом для дополнительного чтения. Необходимо, чтобы учащиеся осознанно пользовались такими понятиями, как противоречие, проблема, выдвигаемые перед ними задачи, гипотеза, модель, аналогия, экспериментальная проверка и т. д. Это будет являться гносеологическим вооружением учащихся методами познания, которые должны стать ведущими в процессе обучения. А как же быть с традиционным, повсеместно доминирующим информационным подходом, когда учитель излагает новый материал, который учащиеся воспринимают? Он может остаться, когда нужно будет использовать в научном предмете его исторический аспект, когда необходимо будет изучить методы познания; возможно, когда после усвоения какого-либо раздела следует систематизировать учебный материал. Очень полезна интеграция гносеологического подхода с другими активными методами обучения (с теорией формирования научных понятий, с коллективным способом обучения школьников, с методикой развивающейся кооперации и т. д.). Важно обеспечить осознанную метапредметную деятельность школьника.
Стр.4
В номере: АБРИС ПРОБЛЕМЫ А. В. Молокова, Н. Е. Буланкина Ценностно-смысловые приоритеты формирования единой научно-методической среды в ракурсе патриотического воспитания и развития личности: аксиологический и региональный подходы Н. Е. Буланкина, Н. В. Харламова Ценностные аспекты современного иноязычного образования: методология и технология Д. У. Мирзаева Кросс-культурный аспект триггер-предупреждений в организации учебного процесса С. С. Пичугин, Л. А. Громова Читательская грамотность педагога в условиях реализации обновленного ФГОС общего образования ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ Т. О. Санчаа Новые учебные элементы профильного курса «Физика», раздела «Квантовая физика» общего среднего образования И. В. Федоров, Н. М. Пономарева, Е. Ю. Гудова Опыт применения кейс-метода на уроках биологии как способ формирования естественнонаучной грамотности А. Д. Зубков Причины непрохождения МООК студентами вуза при обучении иностранному языку О. А. Малетина, В. А. Цыбанева, В. В. Янина Формирование функциональной грамотности на практических занятиях по иностранному (английскому) языку 5 Е. А. Федунова, О. В. Цыганкова Опыт создания постеров на уроках иностранного языка в 7-х классах общеобразовательной школы Ц А. В. Запорожченко, Н. А. Большанина К вопросу об образовательном потенциале военно-исторических настольных игр на примере стратегической настольной игры «Путь к Победе. Битва за Москву» 17 22 В НАУЧНОМ ПОИСКЕ М. В. Влавацкая, А. В. Корабельникова Инновационный потенциал научно-исследовательской работы студента Ю. В. Кравцов, Н. В. Ионова Проектирование содержания интегрированного учебного курса для студентов педагогических вузов (на примере курса «География Новосибирской области») 31 36 43 С. П. Турыгин, И. Н. Гребенникова, М. В. Сафронова, И. Д. Сафронов Оценка психического и соматического здоровья у юных спортсменов в период пандемии ИНФО РМ АТИ ЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А. Н. Слижевская Цифровизация высшего образования и компетенции будущего: взгляд студентов 84 61 46 52 56 71 79
Стр.5
Contents PROBLEM OUTLINE A. V. Molokova, N. E. Bulankina Value-Semantic Priorities of the Formation of a Unified Scientific and Methodological Space in the Aspect of Patriotic Education and Personal Development: Axiological and Regional Аpproaches N. E. Bulankina, N. V. Harlamova Dominant Values of Current International Language Learning & Training: Methodology and Technology D. U. Mirzaeva Cross-cultural Component of Trigger Warnings in Higher Education S. S. Pichugin, L. A. Gromova Reading Literacy of the Teacher in the Conditions of Implementation of the Updated Fses of General Education TEA CH ER S ' COUNCIL B Y CORRESPONDENCE T. O. Sanchaa New Educational Elements f the Profile Course "Physics", Section "Quantum Physics" of General Secondary Education I. V. Fedorov, N. M. Ponomareva, E. Yu. Gudova The Experience of Using the Case Method In Biology Lessons as a Way to Form Natural Science Literacy A. D. Zubkov Causes of University Students' Failure in Teaching Foreign Language With Moocs O. A. Maletina, V. A. Tsybaneva, V. V. Yanina Formation of Functional Literacy in Practical Classes in a Foreign (English) Language 5 11 17 22 E. A. Fedulova, O. V. Tsygankova Experience in Creating Posters at Foreign Language Lessons in the 7th Grade of Secondary School A. V. Zaporozhchenko, N. A. Bolshanina On the Educational Potential of Military-Historical Board Games on the Example of Strategic Board Game «The Road to Victory. Battle for Moscow» R ESEA RCH QUEST M. V. Vlavatskaya, A. V. Korabelnikova Innovative Potential Of The Student's Research Work Y. V. Kravtsov, N. V. Ionova Designing the Content of an Integrated Training Course for Students of Pedagogical Universities (on the Example of the Course "Geography of the Novosibirsk Region") 31 S. P. Turygin, I. N. Grebennikova, M. V. Safronova, I. D. Safronov Assessment of Mental and Somatic Health in Young Athletes During the Pandemic Period 36 43 INFORMATIZATION OF EDUCATION A. N. Slizhevskaya Digitalization of Higher Education and the Competence of the Future: the View of Students 61 46 52 56 71 79 84
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст