Н.С.Лесков. На ножах
---------------------------------------------------------------------------М.:
Издательство "Русская книга", 1994
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------ЗАБЫТЫЙ
РОМАН
Роман Н. С. Лескова "На ножах" (1870-1871) долгое время
был прочно
забыт. Еще при жизни писателя критикой и литературной общественностью ему
была создана репутация "отомщевательного" антинигилистического сочинения. По
убеждению современников, публикация романа в катковском "Русском вестнике"
создала между писателем и так называемыми "прогрессистами" из лагеря
демократов непроходимую пропасть и окончательно закрепила за Лесковым звание
"консерватора".
Утвердившись в этой мысли,
послереволюционное
литературоведение скрыло роман от советского читателя за семью печатями.
Оберегая его политическое целомудрие, литературоведческое и издательское
начальство исключило всякую возможность переиздания романа, а тем самым и
более справедливую и глубокую современную его оценку.
Роман не вошел в собрание сочинений Лескова, изданное в
одиннадцати
томах в пятидесятые годы (М.; Л.: Художественная литература, 1954-1958), не
появился отдельной книгой в период "оттепели", хотя бы в доказательство
того, как необъективен Лесков в романе по отношению к своим идейным
оппонентам. Ведь можно было сопроводить текст необходимыми по этому случаю
объяснениями историков литературы и общественного движения в России.
В литературе о Лескове "На ножах" упоминали скороговоркой и всегда в
наборе с другими якобы антинигилистическими его романами: "Некуда" (1864) и
"Обойденные" (1865). Считалось, что в этих произведениях писателя герои -
шаржированно изображенные деятели революционного движения шестидесятых
годов, а отдельные эпизоды полемически заострены против романа Н. Г.
Чернышевского "Что делать?".
В своих обобщающих оценках современные историки литературы,
в
особенности академические, оказались еще категоричнее и безжалостнее по
отношению к роману, чем современники Лескова. В романе "На ножах" ими были
обнаружены все характерные черты антинигилистического романа шестидесятых -
семидесятых годов девятнадцатого столетия. Помимо развенчания нигилизма и
полемики с романом Н. Г. Чернышевского "Что делать?", что, как казалось
отдельным исследователям, снижало авторитет вождя революционных демократов в
глазах молодого поколения, в романе "На ножах" также было обнаружено
опошление идей женской эмансипации,
крестьянского бунта,
унижение
национального достоинства отдельных персонажей. Автор статьи, посвященной
антинигилистическому роману в "Истории русской литературы", увидел в романе
"На ножах" даже то, что, можно сказать со всей определенностью, в нем
отсутствует - антисемитскую направленность. С какой же предвзятостью надо
прочесть текст романа, чтобы найти в нем "яростный антисемитизм" на том
только основании,
что Лесков
описывает
"подлые проделки
журналиста-ростовщика Кишенского, промышляющего в пореформенное время
куплей-продажей закабаленных им живых душ" {История русской литературы. -
Л.: Наука, 1982, - Т. 3. - С. 285.}. Тем более что Тихон Кишенский - один из
второстепенных героев романа - действует на периферии его сюжета, а
сопоставление Кишенского с гоголевским Чичиковым и вовсе лишено всякого
смысла. У Лескова после разрыва с революционным движением Кишенский
зарабатывает на жизнь совсем другим ремеслом: идет "в полицейскую службу",
содержит кассу ссуд и "строчит в трех разных газетах трех противоположных
направлений".
По всем этим причинам роман "На ножах" как бы выпадал из творческой
биографии его автора, что, конечно, препятствовало осмыслению
лесковского
литературного наследия в целом. По сути дела, положение оставалось таким же,
как в довоенные годы, когда Андреи Лесков, опасаясь, что инерционный подход
к полемическим романам перечеркнет память и литературное значение отца,
озабоченно писал Горькому: "...старые оценки "Некуда" и "На ножах" не дают
критикам 1930-х годов видеть Лескова последних двадцати лет его работы!"
{Цит. по: Горелов А. Книга сына об отце // Лесков А. Жизнь Николая Лескова.
- М., 1984. - Т. 1. - С. 27.}.
Плотная завеса над романом была приподнята лишь в конце пятидесятых.
Это было заслугой Б. М. Другова - автора талантливого, но в силу
исторических условий ограниченного очерка о творчестве Лескова. Полностью
еще не доверяя возможности нетенденциозной оценки романа, Другов однозначно
связал его замысел с сотрудничеством писателя в "Русском вестнике". Опуская
подробности взаимоотношений М. Н. Каткова и Лескова (общеизвестно, что они
были вынужденные, из-за "нуждательства и безработицы") {После статей
Д.Писарева по поводу романа "Некуда", "Сердитое бессилие" и "Прогулка по
садам российской словесности" (Русское слово, 1864. э 6; 1865. э 2) Лесков
был "отлучен" от демократической прессы.}, Другов писал:
"Роман "На ножах" (1870-1871) был в полном смысле слова произведением,
выполненным по рецептам Каткова" {Другов Б. М. Н. С. Лесков: Очерк
творчества. - М., 1957. - С. 46.}. В свете уничтожающих ленинских оценок
Каткова и его изданий {См.: Ленин В. И. Еще один поход на демократию //
Полн. собр. соч. - Т. 22. - С. 87.} это означало, что роман был отнесен
Друговым к реакционно-охранительной беллетристике. Считалось, что она
изображала "благородных предводителей дворянства, благодушных и довольных
мужичков, недовольных извергов, негодяев и чудовищ-революционеров" {Там
же.}. В своем сюжете роман "На ножах" полностью не отвечал этой формуле. Но
сюжетные перипетии в данном случае никого и не интересовали. Чтобы еще более
связать Лескова с идеей охранительства, Другов предваряет анализ "На ножах")
клеветнической цитатой из воспоминаний писателя И. Ясинского, которые
известны как источник недостоверный по изложению фактов и субъективный в их
оценке. "Когда я первый раз вошел в литературный кружок Василия
Курочкина, - пишет Ясинский, - в 1870 году, имя Лескова... было
Степановича
у всех на
языке. О нем говорили с презрением и отвращением и даже уверяли, что он
служит агентом в Третьем отделении" {Ясинский И. Роман моей жизни. - Л.,
1926. - С. 194.}.
Попробуем обратиться к фактам, то есть к истории создания и печатания
"На ножах". Момент его замысла никак не зафиксирован. По свидетельству сына
и биографа писателя, Лесков никогда ни с кем не говорил об этом, по его
признанию, "сокрушившем" его романе {См.: Лесков А. Жизнь Николая Лескова. -
М.: Худож. лит., 1984. - Т. 1. - С. 258.}. Есть, однако, мнение, что замысел
его не связан ни с общим антинигилистическим угаром, распространившимся в
семидесятые годы в русском обществе, ни с личными антипатиями писателя.
У некоторых исследователей возникла здравая мысль, что в романе
отразилось "свойственное Лескову горячее желание непосредственно и
действенно откликнуться на зов современности, запечатлеть новые типы, новые
Стр.1