№ 5 (138) сентябрь-октябрь 2021
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
и в систему Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ)
Главный редактор
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования Новосибирской
области
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Председатель редакционного совета
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор,
ректор НИПКиПРО
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф., г. Новосибирск
Л. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф. рГПу им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск
М.
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. университета Айовы,
США
А. А. Дмитриев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ, г. Москва
A. Н. Иоффе, д-р пед. наук, доцент МГПУ, г. Москва
Канг Ин Ук, д-р пед. наук, проф., декан университета Кёнхи,
Южная Корея
B. З. Кантор, д-р пед наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
А. А. Корольков, академик РАО, д-р филос. наук, проф., зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор
КРИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Ю. Т. Матасов, д-р психол. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Л. В. Меньшикова, д-р психол. наук, проф. НГТУ, г. Новосибирск
C.
А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора Новосибирской
области
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания бГу, г. Минск, Белоруссия
М. П. Пальянов, д-р пед наук, проф., зав. лабораторией
ТСИ — филиала НГАУ, г. Томск
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт института
им. Гёте, г. Мюнхен, Германия
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики Высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Литературные редакторы: Т. В. Захарова, М. С. Русанова
Перевод Надежды Буланкиной
Компьютерная верстка Татьяны Кириченко
В. Я. Синенко, академик РАО, доктор педагогических
наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
А. В. Молокова, доктор педагогических наук,
профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Выпускающий редактор
А. В. Запорожченко, канд. истор. наук, доцент,
зав. каф. социально-гуманитарных дисциплин
НИПКиПРО, г. Новосибирск
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, г. Новосибирск
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, главный эксперт отдела
высшей школы и развития педагогических кадров
Министерства образования Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Я. Я. Боргено, проректор по административно-хозяйственной
работе НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ,
г. Новосибирск
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф.
иноязычного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доцент, НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Г. М. Вартапетова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. специальной
педагогики, инклюзивного образования и психологии
НИПКиПРО, г. Новосибирск
М. Г. Волчек, канд. пед. наук, НИПКиПРО, г. Новосибирск
И. В. Габер, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здоровья,
ОБЖ, физической культуры и спорта НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Н. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. НГАУ, г. Новосибирск
Т.
А. Поцукова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. управления
образованием, проректор по учебной работе НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доцент НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, г. Новосибирск
A. Ю. Горбунова, канд. пед. наук, доцент НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Н. Н. Малахова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики,
воспитания и дополнительного образования
НИПКиПРО, г. Новосибирск
B. Б. Рубанович, д-р мед наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск
О. Г. Чечулина, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. дошкольного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-74-84. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-81467 от 7 июля 2021 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Выход в свет 20.12.21. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,02. Заказ № 26. Тираж 1000 экз. Цена свободная.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 349-58-00.
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2021
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Интеграционные процессы как основа
метапредметности в системе образования
Обеспечение мета предметности является
ключевым фактором в развитии современного
образования. Дело в том, что метапредметность
обеспечивает целостное образное восприятие
мира, универсальную надпредметную
деятельность. Эта деятельность основана на
приобретении универсального знания, которое
с одной стороны жестко не привязано к
отдельным учебным предметам, но с другой —
включает эти предметы и предполагает наличие
глубоких предметных знаний. Основу метапредметного
подхода составляют такие установки,
как обеспечение применения обучающимся (учащимся, студентом) систематизированных
знаний, полученных при изучении различных предметов для решения задач в социальной сфере
и профессиональной деятельности, для понимания процесса возникновения знания, глубокого
осознания возникновения главных понятий, которые являются ключевыми для данного учебного
предмета. При этом актуальными метапредметными результатами должны быть такие показатели
как самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование задач
в обучении, планирование своей познавательной деятельности, противоречий и соответствующих
гипотез, способность взаимодействия, сотрудничества в ходе познания со сверстниками и
педагогами и т. д.
Однородовым по отношению к метапредметности понятием является интеграция, которая, по
существу, в рамках своих процессов является ее основанием. Действительно, как сложное понятие,
интеграция представляет собой и процесс, ведущий к состоянию связанности тех или иных
объектов, и само состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций объектов.
При этом в системе образования четко прослеживается содержательно-тематические, проблемно-концептуальные,
теоретические интеграции. В качестве же средств научной интеграции
выступают проблемы, принципы, методы, понятия, законы, теории, картины мира и т. д.
Указанное многообразие направлений интеграции и средств для ее реализаций позволяет
обеспечить развернутую и глубокую обобщенность знания и его систематизацию так необходимых
для полноценной метапредметности. Безусловно, полнота метапредметности зависит от осуществляемого
уровня интеграции. Можно выделить три уровня интеграции в науке и, естественно,
в образовании. Первый уровень обеспечивается простой связью между объектами. В системе
образования это межпредметные связи. Второй, более высокий уровень интеграции представляет
собой не только глубокие связи между объектами, но и взамопроникновение, обогащение
объектов. Этот уровень представляет собой синтез.
Наконец, третий уровень обеспечивается такими глубокими связями и взаимопроникновением
объектов наук, что появляется новая наука, а уровень можно назвать целостностью. Все три
уровня интеграции, а особенно второй, как раз и обеспечивают метапредметность в образовании.
Метапредметное занятие направлено не на передачу знаний по предмету (это уже проделано
раньше), а на передачу способов работы со знаниями. Здесь весьма актуальными являются обобщенные
планы познавательной деятельности учащихся. К примеру, планы по изучению явлений
научного понятия, план деятельности при изучении законов, при осуществлении наблюдений и
выполнении опытов и т. д.
Важнейшим условием обеспечения метапредметности остается глубокие знания по предметам,
без чего обобщенность, надпредметность реализовывать невозможно.
Стр.4