Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия науки

Философия науки №1 2021 (540,00 руб.)

0   0
Страниц141
ID722068
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2021 .— №1 .— 141 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/722068 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_науки_№1_2021.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Философия_науки_№1_2021.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК № 1 ВЫХОДИТ С АВГУСТА 1995 ГОДА (88) 2021 НОВОСИБИРСК 2021
Стр.1
Всероссийский научный журнал «Философия науки» Учредители: Сибирское отделение РАН, Институт философии и права СО РАН Издается с 1995 г. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А.Л. Симанов (главный редактор) А.Ю. Сторожук (зам. главного редактора) Е.А. Безлепкин (отв. секретарь) д.филос.н. Д.В. Винник; д.филос.н., проф. В.П. Горан; д.филос.н., проф. В.С. Диев; акад. РАН Ю.Л. Ершов; д.филос.н., проф. В.Н. Карпович; д.филос.н., проф. В.Г. Кузнецов; к.филос.н. А.А. Лазаревич (Республика Беларусь); проф. Р. Муравски (Польша); д.физмат.н. О.Г. Пенязьков (Республика Беларусь); к.филос.н., к.физ-мат.н. В.С. Пронских; к.филос.н. А.Н. Спасков (Беларусь); д.филос.н., проф. В.А. Суровцев; д.б.н. О.В. Трапезов; проф. А.Е. Ховланд (Норвегия); д.филос.н., проф. В.В. Целищев; д.филос.н., д.физ.-мат.н. О.В. Шарыпов, акад. РАН В.К. Шумный Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № 77–12806 от 31.05.02 Выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Адрес редакции: 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8, Институт философии и права СО РАН, к. 403 Тел.: (383)–330–52–35 E-mail: science@philosophy.nsc.ru, stor71@mail.ru Web-сайты: philosophy.nsc.ru http://www.sibran.ru elibrary.ru © Сибирское отделение РАН, 2021 © Институт философии и права СО РАН, 2021
Стр.2
№1 (88) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2021 Общие вопросы истории и философии науки УДК 1(091) DOI: 10.15372/PS20210101 В.П. Горан ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА: МНОГОПЛАНОВОСТЬ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКРЕТИКИ МОНИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ В статье рассмотрена объективно-идеалистическая составляющая в философии Р. Декарта. Главное внимание уделено сочетанию философом многоплановости взаимокоррелирующих дуалистических ее компонентов с монистической в целом его позицией. Сделано это с концентрацией внимания на следующих главных отличительных ее особенностях. Это дуалистическая картина универсума как, с одной стороны, бестелесного бога и, с другой стороны, телесной природы; тоже дуалистическое представление о человеке как состоящем из бестелесной части души, каковой признан его разум, и тела; опять-таки дуалистическое признание иррациональности ряда христианских представлений о боге и наличия в них также и рациональных составляющих; включенность как перечисленных, так и иных дуалистических представлений Декарта в его монистическую в целом картину всего сущего, в которой богу отведена роль единственного творца всего остального. Ключевые слова: Декарт; философия; объективный идеализм; онтология; теология; универсум; субстанция; бог; человек; дуализм; многоплановость дуалистической конкретики философии; монизм; природа; отрицание закономерности в природе; тело; душа; разум; гносеология V.P. Goran THE OBJECTIVE-IDEALISTIC COMPONENT IN THE PHILOSOPHY OF R. DECARTES: THE MULTIPLICITY ASPECTS OF THE DUALISTIC SPECIFITY OF THE MONISTIC DOCTRINE The article considers the objective-idealistic component in the philosophy of R. Descartes. The main attention is paid to the combination of the multiplicity of its mutually correlating dualistic components with the philosopher's monistic position on the whole.  Горан В.П., 2021
Стр.3
4 В.П. Горан This is done with a focus on its following main distinctive features. It is a dualistic picture of the universe as an incorporeal God, on the one hand, and a corporeal nature, on the other hand. It is also a dualistic idea of the human as consisting of an incorporeal part of the soul, which is recognized as his mind, and the body. Again, it is the dualistic recognition of the irrationality of a number of Christian ideas about God and the presence of rational components in them as well. Besides, it is the inclusion of both the listed and other dualistic ideas of Descartes in his generally monistic picture of all things, in which God is assigned the role of the only creator of everything else. Keywords: Descartes; philosophy; objective idealism; ontology; theology universe; substance; God; human; dualism; multiplicity of the dualistic specifity of philosophy; monism; nature; denial of regularity in nature; body; soul; mind; epistemology Данная статья – вторая из запланированных мной публикаций, которые посвящаются имеющимся в позиции Декарта и к тому же весьма тщательно прорабатываемым им онтологическим и гносеологическим ее составляющим. В первой из этих статей, которая уже опубликована [1], основное внимание было уделено субъективно-идеалистической составляющей в философии Декарта и была затронута также и скептическая ее составляющая. Концентрируясь теперь на объективноидеалистической составляющей, сразу же отмечу, что она не просто соседствует с еще одной, четвертой, диаметрально противоположной ей материалистической составляющей. Хотя впечатление, что имеет место ситуация всего лишь соседства объективно-идеалистической и материалистической составляющих, возникает прежде всего благодаря создаваемой философом картине структурной специфики как всего универсума*, так в том числе и человека как заслуживающего в этом плане особого внимания. И если руководствоваться единственно этим впечатлением, то получается, что указанная структурная специфика * Здесь и далее я использую слово «универсум» при рассмотрении философии Декарта для обозначения всей полноты того, что он оценивает как реально существующее. Это у него бестелесные бог, ангелы и человеческие души, а также наряду с ними и все телесное мироздание, включая человеческие тела. А сам Декарт словом «универсум» обозначает только материальную составляющую того, что он признает реально существующим. Действительно, в письме переводчику своего трактата «Первоначала философии», которое сам он счел уместным использовать и как предисловие к этому трактату [2, с. 301], содержится следующий текст: «…Подлинной философией, первой частью которой является метафизика, где содержатся начала познания; среди них – объяснение главных атрибутов Бога, нематериальность нашей души, а равно и всех остальных ясных и простых понятий, какими мы обладаем. Вторая часть – физика; в ней после того как найдены истинные начала материальных вещей, рассматривается главным образом, как образован весь универсум…» [2, с. 309]. В этом же значении Декарт использует слово «универсум» и на следующей странице [2, с. 310].
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ