УДК 37.01(510)
ББК 74.04(5Кит)
Ч-57
Редакционный совет серии
Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Валерий Анашвили, Елена Пенская,
Д Мария Юдкевич, Сергей Филонович, Лев Любимов, Александр Сидоркин,
АНаучный редактор перевода
лександр Юркевич
аниил Александров, Виктор Болотов
ВаДизайн сериилерий Коршунов
Ч-57 Чжао, Юн
шая)Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшкола
экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые
дан. (1 файл pdf : 305 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики,
2018. — (Библиотека журнала «Вопросы образования») — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-7598-1626-3
скихОшеломляющие успехи на международной аттестации PISA китайшкольников,
из года в год превосходящих учащихся из всех других
стран в знаниях по математике, литературе и естественным наукам,
сделали Китай одним из мировых лидеров в области образования. Амещириканские
педагоги и эксперты считают, что для сохранения лидируюставляюто,
многие реформы, осуществляемые в американских школах, предси
екательный, в чем-то парадоксальный взгляд изнутри на китайскую
о стему школьного образования и открывает секреты того, как она ста-ла
удновременно «и лучшей и худшей» в мире. Он объясняет, как Китаю
дидается готовить учеников, занимающих первые места в мире по многим
сциплинам, и почему при этом китайские учителя, родители и поотдлитические
лидеры ненавидят свою систему образования и стремятся
УДК 37.01(510)
ББК 74.04(5Кит)
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Кто боитзся
большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система обраWПеревод
книги: Yong Zhao. Who’s Afraid of the Big Bad Dragon?
p hy China Has the Best (and Worst) Education System in the World
ublished by Jossey-Bass, a Wiley Brand .
This translation is published under license with John Wiley & Sons, Inc.
Фотография на обложке: © 2015 Veroniricy / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0.
ISBN 978-5-7598-1626-3
© Оформление. Издательский дом
Высшей школы экономики, 2017
ать своих детей в западные школы. Эта насыщенная увлекательными
система образования в мире [Электронный ресурс] / Юн Чжао ; пер.
«Высшая с англ. И. Полонской ; под науч. ред. А. Юркевича ; Нац. исслед. ун-т
х позиций в образовании и статуса мировой сверхдержавы стране
н следует взять за образец китайскую систему образования. Действительсобой
подражание китайской системе. Америка след в след
идет за Китаем, но стоит ли двигаться в этом направлении?
увл Чжао Юн, много лет проработавший учителем в Китае, предлагает
историями и фактами книга — подробный и отрезвляющий от иллюзий
экскурс по китайскому образованию.
ования в мире [Текст] / Юн Чжао ; пер. с англ. И. Полонской ; под науч.
д ред. А. Юркевича ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд.
ом Высшей школы экономики, 2017. — 304 с. — (Библиотека журнала «Вопросы
образования») — ISBN 978-5-7598-1521-1.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Чем болеет «большой дракон»,
или Кого и что критикует
професcор Чжао Юн
(Александр Юркевич)
7
Выражение признательности
21
Введение.
Роковое влечение:
самоубийственное стремление Америки
к превосходству в образовании
23
ГЛАВА 1.
ОДУРАЧИВАЯ КИТАЙ,
ОДУРАЧИВАЯ МИР:
ИЛЛЮЗИИ ПРЕВОСХОДСТВА
ГЛАВА 2.
ИГРА ИМПЕРАТОРОВ:
СОВЕРШЕННЫЙ МЕХАНИЗМ
ГОМОГЕНИЗАЦИИ
63
ГЛАВА 3.
ПРАВИТЬ НЕ УПРАВЛЯЯ:
ОТХОД ОТ АВТОРИТАРИЗМА
И КИТАЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
БУМ 91
ГЛАВА 4.
КОЛЕБЛЮЩИЙСЯ УЧЕНИК:
КОЛЛИЗИИ «ВЕСТЕРНИЗАЦИИ
НАПОЛОВИНУ»
122
ГЛАВА 5.
КАК ОДУРАЧИТЬ ИМПЕРАТОРА:
ПРАВДА О СПОСОБНОСТИ КИТАЯ
К ИННОВАЦИЯМ
153
39
Стр.6
ГЛАВА 6.
АД НА ПУТИ В РАЙ:
КАК ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕЕ —
ОНО ЖЕ И ХУДШЕЕ —
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
ГЛАВА 7.
190
ВЕДЬМА, КОТОРУЮ
НЕВОЗМОЖНО УБИТЬ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ
И ОТСТУПЛЕНИЯ
222
ГЛАВА 8.
ИМПЕРАТОР ГОЛЫЙ:
УЧИМСЯ НА ОПЫТЕ КИТАЯ,
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ
Библиография
Об авторе
290
298
Отзывы о книге
300
255
Стр.7