ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Семёнов Л.А.
Болдырева Н.В.
КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Методические рекомендации
для инструкторов по физической культуре
и воспитателей
Сургут – 2015
Стр.1
УДК 373.2.016(07)
ББК 74.100.55р30
С 30
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
С 30
Семёнов, Л. А.
Коррекционное развитие физических качеств у детей
в дошкольных образовательных организациях : метод. рекомендации
для инструкторов по физ. культуре и воспитателей /
Семёнов Л. А., Болдырева Н. В. ; Департамент образования
и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос.
образоват. учреждение высш. проф. образования «Сургут. гос.
пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 71, [1] с.
Методические рекомендации разработаны в контексте требования
ФГОС дошкольного образования об обеспечении преемственности между
дошкольным и школьным образованием в области физического воспитания.
В работе приводятся упражнения, их комплексы и методические особенности
использования для осуществления коррекционного развития
физических качеств у старших дошкольников с ориентацией на выполнение
ими при выпуске из ДОО минимальных нормативных требований,
предъявляемых начальной школой к семилетним детям по показателям
быстроты, выносливости, гибкости, силы и скоростной силы.
Рекомендации предназначены для инструкторов по физической
культуре и воспитателей ДОО, а также для студентов, обучающихся
по направлению «Педагогическое образование» по профилям: «Физкультурное
образование», «Адаптивная физическая культура» и «Дошкольное
образование».
УДК 373.2.016(07)
ББК 74.100.55р30
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................... 3
I. Физические упражнения и методические особенности
их использования при развитии кондиционных
физических качеств с коррекционной направленностью
у детей дошкольного возраста .................................................. 6
направленностью у детей старшего дошкольного возраста .... 10
2.1. Развитие скоростной силы ног .......................................... 10
2.2. Развитие силы мышц брюшного пресса ............................ 12
2.3. Развитие силы рук и верхнего плечевого пояса ................ 15
II. Развитие силовых качеств с коррекционной
у детей старшего дошкольного возраста .................................. 18
IV. Развитие выносливости с коррекционной
III. Развитие гибкости с коррекционной направленностью
направленностью у детей старшего дошкольного возраста .... 24
V. Развитие быстроты с коррекционной направленностью
у детей старшего дошкольного возраста .................................. 41
VI. Примерные комплексы упражнений для развития
Литература ................................................................................ 74
кондиционных физических качеств с коррекционной
направленностью у детей старшего дошкольного возраста .... 44
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач, стоящих перед дошкольными
образовательными организациями (ДОО) в целом и, безусловно,
касающихся физического воспитания, в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС) является обеспечение
преемственности между дошкольным и начальным школьным
образованием. Определяющим показателем осуществления преемственности
является готовность детей, поступающих в первый
класс, к выполнению установленных для них требований.
В сфере физического воспитания у бо′льшего числа детей, выпускающихся
из ДОО, такой готовности нет. Наиболее отчётливо
это проявляется в развитии кондиционных физических
качеств.
Так, тестирование выпускников ДОО г. Сургута показало,
что большое число как мальчиков, так и девочек не выполняет
минимальные нормативные требования, предъявляемые начальной
школой к семилетним детям по показателям быстроты,
выносливости, гибкости, силы и скоростной силы. Именно эти
физические качества, прежде всего, определяют морфофункциональное
состояние ребёнка, что в свою очередь обуславливает
потенциал как физического здоровья, так и здоровья ребёнка
вообще.
Проведённые исследования убедительно свидетельствуют
о необходимости актуализации в процессе физического воспитания
детей в ДОО (реализуемого в рамках образовательной
области «физическое развитие») развития кондиционных физических
качеств. Причём, учитывая, что большинство детей
в этом плане не выполняет требований начальной школы, развитие
этих качеств должно носить, особенно в подготовительной
группе, отчётливо выраженный коррекционный характер.
Только при таком подходе станет возможной реализация
требования ФГОС дошкольного образования, касающаяся преемственности
и качества физического воспитания в ДОО.
4
Стр.4
В предлагаемых методических рекомендациях, предназначенных
для инструкторов по физической культуре и воспитателей
(они большую часть времени проводят с детьми и у них
есть возможность заниматься с ними физическими упражнениями),
приводятся: методические рекомендации по коррекционному
развитию у детей (преимущественно старшего дошкольного
возраста) кондиционных физических качеств; перечни
упражнений для направленного развития у детей определённых
физических качеств и мышечных групп; комплексы упражнений,
которые могут, во-первых, применяться на занятиях физической
культурой, а, во-вторых, являться образцом для самостоятельной
разработки подобных комплексов применительно
к формам организации занятий (основные и «режимные») и условиям
их проведения (спортивный зал, улица).
5
Стр.5