Серия «Учебные издания для магистров»
ФИНАНСИРОВАНИЕ
И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ
ИННОВАЦИЙ
Учебник
Под редакцией
доктора экономических наук, профессора
В.Н. Щербакова
Москва
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2018
Стр.1
УДК 338
ББК 65
Щ61
Авторы:
В.Н. Щербаков, д.э.н., проф.; А.В. Дубровский, к.э.н., доц.;
Ю.В. Мишин, д.э.н., проф.; Л.П. Дашков, д.э.н., проф.;
Н.С. Щербакова, к.э.н., доц.; И.В. Макарова, к.э.н., доц.;
С.П. Свистун, к.э.н., доц.; В.Н. Пасикун, к.э.н., доц.;
А.П. Щербаков, к.э.н., доц.; Т.М. Хазбулатов, к.э.н., доц.;
С.Е. Петров.
Рецензенты:
Н.Н. Пилипенко, д.э.н., проф., заслуженный деятель науки РФ;
В.И. Бусов, д.э.н., проф.
Щербаков В.Н.
Финансирование и коммерциализация инноваций: Учебник
для магистров / В.Н. Щербаков, А.В. Дубровский, Ю.В. Мишин
и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Щербакова. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 492 с.
ISBN 978-5-394-03036-9
В учебнике рассмотрены проблемы коммерциализации и управления
технико-технологическим процессом с точки зрения экономических
интересов, обеспечивающих взаимосвязь государства и бизнеса в
стратегическом обновлении потенциала развития. Главный акцент сделан
на макроэкономические проблемы инновационной коммерческой
деятельности с учетом кластерных принципов регулирования коммерческих
проектов, их финансирования в условиях рыночной неопределенности
и организационно-экономических интересов государства.
Отдельные главы посвящены механизмам стимулирования инновационной
деятельности, финансовым рискам инновационной деятельности,
регулированию экономических процессов в механизме модернизационных
преобразований с учетом технико-технологического обновления
потенциала. Материал учебника соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту высшего образования по
направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».
Для студентов магистратуры, обучающихся по укрупненной группе
направлений подготовки «Экономика и управление», аспирантов и
широкого круга специалистов.
ISBN 978-5-394-03036-9
2
© Коллектив авторов, 2018
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 6
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ...................................................... 9
1.1 Теоретико-методологический подход к инновационной
коммерческой деятельности ...................................................................... 9
1.2 Технико-технологические проблемы коммерциализации
инноваций в экономической структуре рынка .................................... 20
1.3 Коммерциализация инноваций и её организационноэкономическая
основа развития ............................................................. 25
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ........ 32
2.1 Функциональные взаимосвязи финансирования с прикладной
инновационной деятельностью ............................................................... 32
2.2 Технико-технологические формы управления инновационным
процессом .................................................................................................... 42
2.3 Активизация финансирования коммерческой деятельности ....... 48
2.4 Формы управления проектным финансированием
коммерческой деятельности .................................................................... 59
2.5 Особенности финансирования коммерческой деятельности в
условиях рыночной неопределенности .................................................. 72
2.6 Тип и форма государственного управления коммерческой
деятельности............................................................................................... 80
2.7 Технологические приоритеты управления развитием
коммерческих инноваций ........................................................................ 88
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................. 93
3.1 Нормативно-правовой аспект коммерциализации инноваций .... 93
3.2 Кластерный принцип регулирования коммерческих
инновационных проектов ........................................................................ 97
3.3 Коммерциализация инновационной деятельности
в механизме управления потенциалом ................................................ 100
3.4 Регулирование инвестиционной деятельности в условиях
провалов рынка ....................................................................................... 110
3.5 Инвестиционный климат и минимизация
экономических рисков ............................................................................ 117
3.6 Технико-технологическое регулирование приоритетных
направлений инновационного роста .................................................... 137
3.7 Направленность коммерческой деятельности
и её источники финансирования ........................................................... 142
3.8 Инновационный потенциал как базис развития
коммерческой деятельности .................................................................. 149
3
Стр.3
ГЛАВА 4 УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ...................................................................................... 156
4.1 Формы и типы финансирования инновационной
коммерческой деятельности .................................................................. 156
4.2 Финансовые механизмы регулирования
коммерческих проектов .......................................................................... 160
4.3 Экономическая роль государства в управлении
инновационной коммерческой деятельностью................................... 164
ГЛАВА 5 МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................... 167
5.1 Контрактные формы управления рентным налогом
коммерческой деятельности .................................................................. 167
5.2 Механизм стимулирования коммерческой деятельности ........... 169
5.3 Особенности активизации налогового регулирования.
Рентный механизм стимулирования инновационной
деятельности............................................................................................. 182
ГЛАВА 6 ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................... 186
6.1 Инвестиционный проект и его коммерческая реализация ......... 186
6.2 Источники финансирования и выбор инвестиционной
политики ................................................................................................... 193
6.3 Инвестиционная политика в стратегии коммерческой
деятельности............................................................................................. 195
6.4 Бизнес-планирование в реализации инновационноинвестиционной
деятельности .............................................................. 217
ГЛАВА 7 РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ...................................................................................... 244
7.1 Риски в структуре финансово-экономических
коммерческих интересов ........................................................................ 244
7.2 Теоретико-методологический аспект оценки коммерческих
рисков ........................................................................................................ 247
7.3 Коммерческая деятельность и методы предотвращения
банкротств ................................................................................................ 259
7.4 Риски коммерческой деятельности и формы их минимизации . 272
7.5 Финансовая неопределённость в регулировании
коммерческих рисков ............................................................................. 285
7.6 Финансово-инвестиционные риски в управлении
коммерческой деятельностью ............................................................... 304
ГЛАВА 8 КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В СТРУКТУРЕ
МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ....................................... 309
8.1 Инновационно-модернизационный процесс
и его нормативно-правовое обеспечение ............................................. 309
8.2 Регулирующие механизмы модернизационных
преобразований ........................................................................................ 324
4
Стр.4
8.3 Инновационно-инвестиционный процесс как форма
реализации коммерческих приоритетов .............................................. 332
8.4 Маркетинговые стратегии в регулировании коммерческих
инноваций ................................................................................................. 346
8.5 Освоение нового продукта с учетом коммерческого спроса ....... 349
8.6 Маркетинговые инструменты коммерциализации
инновационного продукта ...................................................................... 359
8.7 Типы маркетинговых стратегий в системе обновления
технико-технологического потенциала ................................................ 368
8.8 Экономические неопределенности коммерческих инноваций
и их преодоление ...................................................................................... 377
8.9 Формы взаимодействия интересов бизнес-структур
в коммерциализации инноваций .......................................................... 385
ГЛАВА 9 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ ПРИКЛАДНЫМИ
НОВОВВЕДЕНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ .............................................. 391
9.1 Организационные механизмы освоения прикладных
инновационных разработок ................................................................... 391
9.2 Алгоритм проектных инновационных коммерческих решений 396
9.3 Механизм управления нововведениями и разработками ........... 416
9.4 Опыт научно-исследовательских центров по управлению
коммерциализацией инноваций ............................................................ 431
ГЛАВА 10 КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДЫ
ЕЁ ОЦЕНКИ .................................................................................................. 434
10.1 Управление финансовыми потоками коммерческой
деятельности............................................................................................. 434
10.2 Финансовые инструменты как форма управления
коммерческой деятельностью ............................................................... 472
10.3 Сравнительные варианты оценки эффективности
инновационной деятельности ................................................................ 474
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 484
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 487
5
Стр.5