МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
К. М. Гайдар, И. В. Завгородняя,
В. А. Тенькова, В. И. Тужикова
СИСТЕМА ПРАКТИК
В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 37.03.01 – ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система практик является обязательным видом учебной деятельности
студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Психология». Она
выступает важнейшей составляющей образовательного процесса и направлена
на подготовку высококвалифицированных практических психологов,
преподавателей психологии, психологов-исследователей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлению 37.03.01 Психология
практическая подготовка психологов предполагает ряд учебных и производственных
практик, в том числе преддипломную.
Учебная практика по получению первичных профессиональных
умений и навыков составляет первый этап практической подготовки психологов
в университете, в ходе которой все студенты выполняют единые
виды работ, независимо от избранного профиля обучения. Основная цель
практики – формирование первичных профессиональных умений, навыков
и элементов компетенций в решении комплексных задач, стоящих перед
психологом в сферах здравоохранения, производства, бизнеса, социального
и государственного управления, силовых структур на основе анализа практической
деятельности психолога, профессиональных умений планирования,
реализации, контроля, анализа и совершенствования деятельности психолога.
Эта практика дает возможность обучающимся, непосредственно
включившись в работу психолога организации, изучить современное состояние
психологической службы разных сфер жизни общества, основные
направления деятельности службы, их содержание и особенности в соответствии
с проблемами, решаемыми психологической службой.
Учебная практика по получению первичных профессиональных
умений и навыков педагогической деятельности знаменует собой начальный
этап практической подготовки будущих психологов к педагогической
3
Стр.3
закрепление и расширение профессионального опыта совершенствования
педагогической деятельности психолога. Включение в этот вид практики
позволяет им расширить спектр профессионально-педагогических умений в
рамках учебной и воспитательной работы учителя психологии, определить
пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Производственная преддипломная практика является завершающим
этапом обучения психологов-бакалавров выпускного курса. Она соответствует
такому виду деятельности, на который ориентирована основная
образовательная программа по направлению 37.03.01 Психология, как
научно-исследовательская. Основная цель практики – сбор студентами
необходимого для выполнения выпускной квалификационной работы эмпирического
материала, его обработка и анализ. В ходе этой практики студенты
осваивают умения самостоятельно ставить цели, формулировать задачи
индивидуальной и совместной профессиональной деятельности, кооперироваться
с коллегами по работе, совершенствуют умения и опыт решения
конкретных исследовательских задач.
Общими задачами всех практик являются:
1) ознакомление обучающихся с современным состоянием психологической
службы в разных сферах общественной жизни;
2) изучение опыта работы психологов в организациях разного профиля
(образовательных, медицинских, производственных и др.) и использование
лучших их достижений в собственной профессиональной деятельности;
3) участие будущих психологов в решении задач психологической
службы конкретной организации (учреждения);
4) выработка умений планирования и проведения различных психологических
мероприятий в организации (учреждении), формирование знаний,
умений, навыков и компетенций профессиональной деятельности психолога
(практической, педагогической, исследовательской);
6
Стр.6
5) закрепление связи теоретических знаний, полученных студентами
при изучении психологических дисциплин, с решением практических задач
психологической службы в разных сферах жизни общества;
6) формирование профессиональной идентичности психологовбакалавров,
развитие у них профессионального мышления и самосознания,
совершенствование ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности,
а также их активности, направленной на гуманизацию общества;
7) выработка у практикантов творческого, исследовательского подхода
к профессиональной деятельности, формирование у них позиции психолога
и соответствующих мировоззрения и стиля поведения, освоение профессиональной
этики;
8) приобретение обучающимися опыта рефлексивного отношения к
своему труду, актуализация у них готовности и потребности в непрерывном
самообразовании, самосовершенствовании и личностном развитии.
Практики направлены на формирование у будущих психологов общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В ходе учебной практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков у студентов формируются элементы следующих
профессиональных компетенций (ПК):
– способность к отбору и применению психодиагностических методик,
адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей
математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
(ПК-2),
– способность к выявлению специфики психического функционирования
человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития
и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной
и другим социальным группам (ПК-4),
7
Стр.7
– способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений
и динамики уровня развития познавательной и мотивационноволевой
сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера,
темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций
в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического
функционирования человека (ПК-5),
– способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской
и практической деятельности (ПК-6),
– способность к участию в проведении психологических исследований
на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных
научных и научно-практических областях психологии (ПК-7).
Учебная практика по получению первичных профессиональных
умений и навыков педагогической деятельности предполагает формирование
у студентов элементов следующих компетенций:
а) общепрофессиональных (ОПК):
– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе информационной и библиографической культуры с
применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
б) профессиональных (ПК):
– способность к проектированию, реализации и оценке учебновоспитательного
процесса, образовательной среды при подготовке психологических
кадров с учетом современных активных и интерактивных методов
обучения и инновационных технологий (ПК-10),
– способность к просветительской деятельности среди населения с
целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).
8
Стр.8
Производственная практика по получению профессиональных
умений и опыта практической деятельности ориентирована на формирование
у обучающихся элементов профессиональных компетенций (ПК):
– способность к реализации стандартных программ, направленных на
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии,
профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1),
– способность к отбору и применению психодиагностических методик,
адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей
математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
(ПК-2),
– способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания
индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием
традиционных методов и технологий (ПК-3),
– способность к выявлению специфики психического функционирования
человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и
факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной
и другим социальным группам (ПК-4),
– способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений
и динамики уровня развития познавательной и мотивационноволевой
сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера,
темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций
в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического
функционирования человека (ПК-5),
– способность к использованию дидактических приемов при реализации
стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ
по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
9
Стр.9
Производственная практика по получению профессиональных
умений и опыта научно-исследовательской деятельности способствует
формированию у практикантов элементов профессиональных компетенций:
– способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской
и практической деятельности (ПК-6),
– способность к участию в проведении психологических исследований
на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных
научных и научно-практических областях психологии (ПК-7),
– способность к проведению стандартного прикладного исследования
в определенной области психологии (ПК-8),
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека,
социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,
функционированию людей с ограниченными возможностями, в
том числе и при различных заболеваниях (ПК-9),
– способность к просветительской деятельности среди населения с
целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).
Производственная практика по получению профессиональных
умений и опыта педагогической деятельности предполагает формирование
у студентов элементов следующих компетенций:
а) общепрофессиональных (ОПК):
– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе информационной и библиографической культуры с
применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
б) профессиональных (ПК):
– способность к проектированию, реализации и оценке учебновоспитательного
процесса, образовательной среды при подготовке психоло10
Стр.10