Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Информационная картина мира: научно-философский и мировоззренческий аспекты (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБасалаева Оксана Геннадьевна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц72
ID683014
АннотацияУчебное пособие включает анализ основных концепций информационного общества, интерпретацию интеллектуальной культуры и искусственного интеллекта; характеристику информационного мировоззрения; описание взаимосвязи информационного общества и научной картины мира; изложение основных функций информационной картины мира (описательной, объяснительной, герменевтической).
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры
Кому рекомендованоПособие рекомендовано для самостоятельной работы студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность».
ISBN978-5-8154-0429-8
УДК008.001(075.8)
ББК87.2я73
Басалаева, О. Г. Информационная картина мира: научно-философский и мировоззренческий аспекты : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность". / КемГИК; О. Г. Басалаева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 72 с. — Библиогр.: с. 68 .— ISBN 978-5-8154-0429-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/683014 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационная_картина_мира_научно-философский_и_мировоззренческий_аспекты.pdf
УДК 008.001(075.8) ББК 87.2я73 Б27 права и социально-политических дисциплин социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры 27.11.2017 г., протокол № 4. Утверждено на заседании кафедры философии, Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета Кемеровского государственного института культуры 18.12.2017 г., протокол № 4. профессор кафедры гуманитарных проблем информатики ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»; Н. П. Лукина, доктор философских наук, профессор, Рецензенты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Басалаева, О. Г. Б27 Информационная картина мира: научно-философский и мировоззренческий аспекты [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профилям: «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / О. Г. Басалаева; Кемеровский гос. ин-т культуры. – Кемерово: КемГИК, 2018. – 72 с. ISBN 978-5-8154-0429-8 Учебное пособие включает анализ основных концепций информационного общества, интерпретацию интеллектуальной культуры и искусственного интеллекта; характеристику информационного мировоззрения; описание взаимосвязи информационного общества и научной картины мира; изложение основных функций информационной картины мира (описательной, объяснительной, герменевтической). Пособие рекомендовано для самостоятельной работы студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». УДК 008.001(075.8) ББК 87.2я73 ISBN 978-5-8154-0429-8 © О. Г. Басалаева, 2018 © Кемеровский государственный институт культуры, 2018 2
Стр.2
Наука и порожденный с ее помощью мир – это сегодня главное проблемное поле философских исследований. В. А. Лекторский, д-р филос. наук, академик РАН ВВЕДЕНИЕ В условиях современной образовательной парадигмы ожидаемые результаты обучения формируются в контексте компетентностного и информационно-деятельностного подходов к подготовке выпускников. Поэтому цели и задачи данного учебного пособия направлены на развитие у обучающихся определенных компетенций, способствующих подготовке выпускников по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профилям «Информационно-аналитическая деятельность» «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшеего образования. Основная цель данного учебного пособия – содействие успешному освоению дисциплины «Информационная картина мира». Задачи пособия: − раскрытие содержания дисциплины в соответствии с компетентностным подходом; − мотивация и развитие интереса к дисциплине за счет доступных по объему и содержанию данных о новейших научных исследованиях; − оптимизация подготовки студентов к систематической проверке знаний во время занятий и по итогам самостоятельной работы; − управление познавательной деятельностью обучающихся; − формирование умения работать с учебными и справочными изданиями. Соотношение компонентов, входящих в состав данного учебного пособия, организовано таким образом, что студенты, с одной стороны, сориентированы на изучение необходимого минимума теоретических знаний, а с другой стороны, мотивированы на расширение и углубление знаний по курсу «Информационная картина мира» за счет самостоятельного изучения рекомендованной литературы. 3
Стр.3
Учебное пособие содержит сведения научного и прикладного характера. Методологической основой пособия является синтез философского и научного подходов к информационной картине мира; атрибутивной и функциональной концепций информатики. Смысловой стержень учебного пособия составляет последовательное изложение: основных концепций информационного общества, сути интеллектуальной культуры и искусственного интеллекта; специфики мировоззрения информационного общества; взаимосвязи информационного общества и научной картины мира; основных функций информационной картины мира (описательной, объяснительной, герменевтической). В современных условиях познания научную картину мира следует представлять как научно-философский концепт, который в применении к исследованию информационной реальности выступает в качестве информационной картины мира. В качестве частнонаучной данная картина мира выявляет следующие особенности информационной реальности: а) информационная реальность – это искусственная реальность II рода (искусственное в искусственном), ее элементарными объектами являются сообщения и сведения, материализованная форма которых представлена совокупностью: источник информации, передатчик информации, линия связи, приемник, адресат, источник помех. Закономерности взаимодействия между ними имеют процессуальный характер. Управление информационными процессами происходит с помощью алгоритмов и программного обеспечения. Движение элементарных объектов – сообщений и сведений – посредством их предоставленности в определенной материализованной форме создает присущие этим объектам и видам их движения свои пространственно-временные отношения, свойствами-характеристиками которых являются глобальность, виртуальность, полилогичность, доступность и демократичность. Для информационной реальности характерно отсутствие границы между знанием и информацией, что во многом обусловило специфику понимания в информационных процессах как важнейшей индивидуально-личностной и аксиологической составляющей информационных процессов. Структура учебного издания определена целью и задачами пособия и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов и контрольные вопросы к каждому из них, заключения и списка рекомендуемой литературы. Введение содержит обоснование основной цели и задач учебного пособия, связанных с характеристикой информационной картины мира как части 4
Стр.4
социокультурной реальности, транслируемой современному человеку информационной культурой и информационным мировоззрением, тесно связанной с конкретно-историческим состоянием общества Первая глава посвящена особенностям развития информационного общества; изменению научной, культурной и мировоззренческой парадигмы. Во второй главе определено понятие и характерные признаки информационной картины мира; выявлены функциональные возможности информационной картины мира в обществе. В Заключении сделан вывод о том, что информационная картина мира вносит вклад в расширение современного научного мировоззрения как основы новых будущих технологий в социокультурной жизни социального субъекта. Список рекомендуемой литературы включает учебные пособия, монографии, научные статьи, изданные за последние десять лет. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………... 3 Глава 1. Развитие информационного общества: изменение культурной и мировоззренческой парадигмы……………………………. 6 1.1. Основные концепции информационного общества…………….…. 6 Контрольные вопросы………………………………………………..….. 17 1.2. Интеллектуальная культура и искусственный интеллект……..….. 18 Контрольные вопросы………………………………………………..….. 30 1.3. Особенности мировоззрения информационного общества……… 31 Контрольные вопросы………………………………………………….... 38 Глава 2. Информационная картина мира как научно-философский концепт…………………………………………………………...… 36 2.1. Информационное общество и научная картина мира…….……….. 36 Контрольные вопросы…………………………………………………… 42 2.2. Описательная функция информационной картины мира….……… 43 Контрольные вопросы…………………………………………………… 50 2.3. Объяснительная функция информационной картины мира……… 50 Контрольные вопросы…………………………………………………… 57 2.4. Герменевтическая функция информационной картины мира……. 58 Контрольные вопросы……………………………………………….…… 66 Заключение…………………………………………………………….….. 67 Список рекомендуемой литературы…………….…….………………… 68 71
Стр.71

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ