ISSN 2309-1428
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образованиена протяжении жизни»
при Московском педагогическом государственном университете
Московский педагогический государственный университет основан в 1872 году
Moscow State Pedagogical University was founded in 1872
SCIENTIFIC JOURNAL
ABOUT THE WORLD OF MUSIC ARTS AND EDUCATION
UNESCO Ch air
in Musical Arts and Educationin Life-Long Learning
at the Moscow State Pedagogical University
1(5)’ 2014
Стр.3
Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Московский педагогический государственный
университет»
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А. Л. Семёнов (председатель)
академик РАН, академик РАО, профессор
Э. Б. Абдуллин (зам. председателя)
профессор, доктор педагогических наук,
член Союза композиторов России
Ж. Я. Аубакирова
народная артистка Республики Казахстан,
профессор
И. Ф. Гажим
академик-координатор филиала
Академии наук Молдовы, профессор,
доктор педагогических наук
В. А. Гергиев
народный артист России
В. А. Гуревич
профессор, доктор искусствоведения,
секретарь Союза композиторов
Санкт-Петербурга
Б. М. Неменский
профессор, академик РАО,
народный художник России
М. И. Ройтерштейн
профессор, композитор,
заслуженный деятель искусств России,
кандидат искусствоведения
А. С. Соколов
профессор, доктор искусствоведения,
член Союза композиторов России
Д. Форрест
профессор университета Мельбурна
(Австралия), доктор философии
Г. М. Цыпин
профессор, доктор педагогических наук,
кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов России
Р. К. Щедрин
композитор, народный артист СССР
С. Б. Яковенко
профессор, доктор искусствоведения,
народный артист России
©
ВЕСТНИК
КАФЕДРЫ ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
И ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРОТЯЖЕНИИ
ЖИЗНИ»
ПРИ МОСКОВСКОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
1(5)’2014
Журнал основан в 2013 году
Выходит 4 раза в год
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
(Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-54402
от 10 июня 2013 г.
Московский
педагогический
государственный университет
© Кафедра ЮНЕСКО при МПГУ
«Музыкальное искусство и образование
на протяжении жизни»
Стр.4
The founder and the publisher:
MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
EDITORIAL BOARD
BULLETIN
OF THE UNESCO CHAIR
“MUSICAL ARTS
AND EDUCATION
IN LIFE-LONG
LEARNING”
AT THE MOSCOW
STATE PEDAGOGICAL
UNIVERSITY
1(5)’2014
The journal was founded
in 2013
comes out 4 times a year
The journal is registered
Federal service for supervision
in the sphere of Telecom,
information technologies and mass
communications
registration certificate
PI № FS77-54402
June 10, 2013
© Moscow State Pedagogical
University
© Unesco Chair in Musical Arts
and Education in Life-Long
Learning at the Moscow State
Pedagogical University
A. L. Semenov (chairman of the board)
Academician of Russian Academy of Sciences,
Academician of Russian Academy
of Education, Professor
E. B. Abdullin
(vice-chairman of the board)
Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
Member of the Union of Composers of Russia
J. Ya. Aubakirova
People's Artist of the Republic of Kazakhstan,
Professor
I. Gagim
Academician-coordinator of the Branch
of the Academy of Sciences of Moldova,
Professor, Doctor of Pedagogical Sciences
V. A. Gergiev
People's Artist of Russia
V. A. Gurevich
Professor, Doctor of Arts, Secretary
of the Union of Composers of Saint Petersburg
B. M. Nemenskiy
Professor, Academician of the Russian
Academy of Education, People's artist
of Russia
M. I. Roitershtein
Professor, Composer, Honoured art worker
of Russia, PhD in Arts
A. S. Sokolov
Professor, Doctor of Arts, Member
of the Union of Composers of Russia
D. Forrest
Professor, PhD
G. M. Tsypin
Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
PhD of Arts, Member of the Union
of Composers of Russia
R. K. Shchedrin
Composer, People's artist of the USSR
S. B. Yakovenko
Professor, Doctor of Arts, People's Artist
of Russia
Стр.5
Е. В. Николаева
(главный редактор)
Э. Б. Абдуллин
П. В. Анисимов
Б. Р. Иофис
С. М. Мирошниченко
А. В. Торопова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
–
–
–
–
–
–
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
кандидат педагогических наук, доцент
кандидат педагогических наук
кандидат искусствоведения, профессор,
заслуженная артистка России
доктор педагогических наук, профессор
Выпускающий редактор Ю. М. Севрюкова
Верстка
Дизайн обложки
Н. И. Лисова
А. Н Ермак, И. В. Нартова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
EDITORIAL BOARD
Nikolaeva E. V.
(editor-in-chief)
Abdullin E. B.
Anisimov P. V.
Iofis B. R.
Miroshnichenko S. M.
Toropova A. V.
Managing editor
Makeup
Cover design
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
– PhD in Education, Associate Professor
– PhD in Education
– PhD in Arts, Professor,
Honoured Artist of Russia
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Yu. M. Sevryukova
N. I. Lisova
А. N. Ermak, I. V. Nartova
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Паршина Т. В. Вокальное сочинение как синтез художественного материала
и исполнительской трактовки: опыт педагогического анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Гильманов С. А. Об эффективности изучения музыки
в общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Торопова А. В., Симакова И. Н. Исследование психофизиологических
параметров музыкальности учащихся как основа
музыкально-педагогических стратегий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Чугунов Е. В. Развитие пианистической техники в свете уровневой теории
организации движений Н. А. Бернштейна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Корлякова С. Г., Ванскова Е. Л. Диагностика надёжности
студентов-музыкантов в концертном выступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Зеличёнок Е. В. Вокально-хоровая деятельность как механизм
усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным
профилем вузовской подготовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Герцман Е. В. Музыка в античном квадривиуме и художественная практика:
проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Урванцева О. А. Освоение стилевых моделей в курсе сольфеджио . . . . . . . . . . . . . . 87
Брайнин В. Б. Освоение тонально-модуляционных систем в контексте
профессионального музыкально-теоретического образования: метод
наглядного представления всех кратчайших модуляционных планов . . . . . . . . . . . . . 99
7
1 / 2014
Музыкальное искусство и образование
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Красовская Е. П. Идея взаимодействия искусств в композиторском,
исполнительском и педагогическом творчестве Ференца Листа . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Корноухов М. Д. Интерпретация как проявление творческого самовыражения
будущих учителей музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Юдин А. Н. Г. В. Свиридов-аккомпаниатор: уроки концертмейстерства . . . . . . . . . . 137
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Салитова Ф. Ш., Султанова Р. Р. Истоки становления дошкольного
и начального музыкального образования в Казани:
вторая половина XVIII – начало XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Бурьяк М. К. Теоретические аспекты освоения детьми
регистрово-фонационных навыков и их претворение
в современном этнопедагогическом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
8
Музыкальное искусство и образование
1 / 2014
Стр.8
CONTENTS
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Parshina T. V. Vocal Music as a Synthesis of the Word, Melody
and Performer’s Interpretation: from the Pedagogical Point of View . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Gilmanov S. A. About the Effectiveness Study of Music in Secondary School. . . . . . . . . . 25
MUSIC PSYCHOLOGY, THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Toropova А. V., Simakova I. N. Research the Physiological Parameters
Musicality of Students as a Basis Learning Strategies. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Chugunov E. V. Developing Piano Technique in the Light of Bernstein’s Theory
of Multilevel Movement Organization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Korlyakova S. G., Vanskova E. L. Diagnostics Reliability Students-Musicians
in a Concert Performance . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Zelichenok E. V. Vocal-choral Activity as a Mechanism for Strengthening Resource
Viability of Students with Non-musical Profile of University Training . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Gertsman E. V. Music in Ancient Quadrivium and Artistic Practice:
Problems of Mutual Relations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Urvantzeva О. A. The Studying of the Style Models at Solfeggio Course . . . . . . . . . . . . . 87
Brainin V. B. Development Tone-Modulation Systems in the Context
of Professional Musical-Theoretical Education: a Method of Visual Presentation
of All Shortest Modulation Plans. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
9
1 / 2014
Музыкальное искусство и образование
Стр.9
CONTENTS
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Krasovskaya E. P. The Conception of Interrelation of the Arts in Franz Liszt’s
Composing, Performing and Pedagogical Creation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Kornoukhov M. D. Interpretation as a Manifestation of the Creative Expression
of Future Music Teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Yudin A. N. Georgiy Sviridov as an Accompanist: Lessons of Coaching . . . . . . . . . . . . . 137
HISTORY, THEORY AND METODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Salitova F. Sh., Sultanova R. R. The Origins of Preschool and Elementary Music
Education Kazan: Second Half of XVIII – Beginning of XX Centuries . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Buryak M. K. Theoretical Aspects of Development of Children Registered-Funzioni
Skills and Their Translation into Modern Ethnic Pedagogical Process. . . . . . . . . . . . . . . . 161
Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
10
Музыкальное искусство и образование
1 / 2014
Стр.10