ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2016
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры
журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, член Союза журналистов
А. Ю. Уваров, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Института образовательной информатики ФИЦ «Информатика
и управление» Российской академии наук
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, профессор, начальник Управления
сотрудничества в сфере образования и науки Федерального агентства Россотрудничество
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности
и инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2016
Стр.2
Science and School
№ 5, 2016
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member
of Russian Academy of Education, Rector, Moscow State University of Education
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State University of Education
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State University of Education
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of Teaching
Literature Department, Moscow State University of Education
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State University of Education
M. V. Argunova, ScD in Education, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State University of Education
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State University of Education, Academician,
International Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State University of Education
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Journalism and Mediacommunications
Department, Moscow State University of Education, Journalists Union Member
A. Yu. Uvarov, ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Institute
of Educational Informatics, Federal Research Center “Informatics and
Management”, Russian Academy of Science
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Professor, Head of Cooperation
in Education and Science Office, Rossotrudnichestvo Federal Agency
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Projects Office,
Moscow State University of Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ
Экономические науки 08.00.00
Юридические науки 12.00.00
Правовое обеспечение социокультурного развития
Юдина Е. Н., Дурнев В. С. Методика преподавания юридических дисциплин
при заочной форме обучения
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки (13.00.00)
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Зискин К. Е., Петровский В. А. Мотивирующее оценивание
Крючкова Е. А. Метапредметность: формирование понятийных рядов
в предметах социально-гуманитарного цикла (история, обществознание,
география) в основной школе
Пуденко Т. И., Суева Ю. В. Качество общего образования в России: модели
организации общественной экспертизы
Проблемы педагогического образования
Гусев Д. А., Флеров О. В. Дополнительное профессиональное образование
в социальном пространстве современной России
Сысоев Ю. В., Сысоева Е. Ю. Новый комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
и уровень готовности студенток к его выполнению
Гилев Г. А., Каткова А. М., Плешаков А. А. О назревшем реформировании
физического воспитания в образовательных учреждениях
Степанова О. Н., Шарый В. А. Профессиональный имидж учителя физической
культуры и пути его совершенствования
Одоевцева И. Г., Маркова Н. В., Эйрих Н. В. Обеспечение преемственности
среднего общего и высшего образования в обучении математике
Ганина Н. В. Тестовый мониторинг и анализ влияния формы тестового задания
на результаты тестирования
Верхоляк А. В. Характеристика профессиональных компетенций
по современному танцу у будущих педагогов-хореографов в вузе
Педагогические технологии
Троицкая Т. С. Читательские дефициты и методические установки современных
и будущих учителей начальной школы
Товарниченко Л. В., Степкина М. А. Актуализация математических знаний
первокурсников
Макарова В. Ю. Развитие когнитивных способностей учащихся (творческого
воображения, мышления и речи) в процессе поисковой деятельности на уроках
русского языка
Речицкая Е. Г. Тьюторское сопровождение ребенка со сложной
структурой нарушения
96
102
106
111
44
56
63
68
77
84
89
14
24
35
7
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Смирнов И. А., Автономова А. В., Януль Н. А. Развитие проектной
и исследовательской деятельности школьников и международные системы
конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества
и молодежи
117
Харитонова И. В., Беляева Е. Е. Философия обучения чтению: интерпретация
идей Ж Фукамбера на основе системно-организационного подхода
Педагогический поиск
Яковенко Т. В., Фаттахова С. В. Дифференцированный подход к организации
образовательного пространства урока
Панкова Н. Б., Романов С. В., Евдокимова И. К., Ишкова Г. И.,
Карганов М. Ю. Сопоставление уровня физического развития, степени развития
физических качеств и функциональных показателей сердечно-сосудистой
системы у первоклассников московского мегаполиса
Горовая В. И., Григорова Л. В. Культура речи как компонент коммуникативной
культуры и коммуникативной компетентности языковой личности
Соколова В. С., Юдин Б. Д. Оценка уровня внимания и функционального
состояния организма подростков при занятиях единоборствами
Носикова Я. Н. Особенности проявления познавательной инициативы
первоклассников в экспериментальной ситуации развития познавательной
самостоятельности
Слово предоставляется
Шелухин А. Ф. Осознание в истории принципов нравственности и морали
как нормы права
Ткаченко Т. С. О культуроведческом наполнении учебников английского языка
для начальной школы
Чайка Е. А. Коллаж как метод приобщения младших школьников
к национальным традициям народов мира
Дерендяева Н. С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности
культуры информационной безопасности школьников
Меджидова А. А. Технологии применения проблемного подхода в процессе
обучения математике в начальных классах
174
182
187
190
196
134
126
143
153
158
163
Стр.5
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF EDUCATION
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Legal support of social and cultural development
Yudina E. N., Durnev V. S. Methods of teaching legal disciplines
at extramural studies
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Ziskin K. E., Petrovskiy V. A. Motivating Assessment
Kryuchkova E. A. Meta-Subjectivity: Formation of Concept Rows in the Humanities
and Social Studies (History, Social Studies, Geography) in the Primary School
Pudenko T. I., Sueva Yu. V. Quality of General Education in Russia: Models
of Organization of Public Examination
Problems of pedagogical education
Gusev D. A., Flerov O. V. Continuing Professional Education in Social Space
of Modern Russia
Sysoev Yu. V., Sysoeva E. Yu. The New “Ready for Labor and Defense” (TRP)
Complex and the Level of Preparedness of Students Towards its Implementation
Gilev G. A., Katkova A. M., Pleshakov A. A. To the Imminent Reforming of Physical
Training in Educational Institutions
Stepanova O. N., Shary V. A. Professional Image of Physical Education Teacher
and Ways of its Improvement
Odoevceva I. G., Markova N. V., Eyrikh N. V. The Continuity of Secondary General
and Higher Education in the Teaching of Mathematics
Ganina N. V. Test Monitoring and Analysis of the Effect of the Form of Test Tasks
on the Test Results
Verkholyak A. V. Characteristics of Specialized Professional Competencies in Modern
Dance at Future Teachers of Choreography at the University
Pedagogical technologies
Troitskaya T. S. Lack of Reading Competence and Methodical Settings of Modern
and Future Elementary School Teachers
Tovarnichenko L. V., Stepkina M. A. Freshmen’s Mathematical Knowledge Update
Makarova V. Yu. Development of Cognitive Abilities of Students (Creative Imagination,
Thinking and Speech) in the Course of Search Operations at Russian Lessons
Rechitskaya E. G. Educational Support of Children with Complex Difficulties
in Development
96
102
106
111
44
56
63
68
77
84
89
14
24
35
7
Стр.6
CONTENTS
Smirnov I. A., Avtonomova A. V., Yanul N. A. Development of Project and Research
Activities of Schoolchildren and International Systems of Competitions and Conferences
to Encourage Creative Scientific and Technical Activity of the Youth
I. V. Kharitonova , E. E. Belayeva Philosophy of Teaching Reading: the Interpretation
of J Foucambert’s Ideas through the System-Organizational Approach
Pedagogical search
Yakovenko T. V., Fattakhova S. V. Differentiated Approach to the Organization
of Educational Space of the Lesson
Pankova N. B., Romanov S. V., Evdokimova I. K., Ishkova G. I.,
Karganov M. Yu. Comparison of the Level of Physical Development, the Degree
of Development of Physical Qualities and Functional Indices of the Cardiovascular
System at the First-Graders in Moscow Megalopolis
Gorovaya V. I., Grigorova L. V. Standard of Speech as a Component
of Communicative Culture and Communicative Competence
of the Language Personality
Sokolova V. S., Yudin B. D. Evaluation of Teenager’s Attention Span and General
Body State during Combat Training
Nosikova Ya. N. Features of Manifestation of Informative Initiative of First Graders
in an Experimental Situation of Development of Cognitive Independence
The floor is given....
Shelukhin A. F. Understanding in History the Principles of Morality and Ethics
as Rules of Law
Tkachenko T. S. On the Cultural Content of English Textbooks for Primary Schools
Chaika E. A. Collage as a Method of Introducing Younger Students to the National
Traditions of the Peoples of the World
Derendyaeva N. S. Structure, Criteria, Levels and Indicators of Formation
of Information Security Culture of Schoolchildren
Madjidova A. A. Technologies of Application Problem Approach in Teaching
Mathematics in Primary School
174
182
187
190
196
134
117
126
143
153
158
163
Стр.7