ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2010
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Главный редактор: С. В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук, профессор
Редакционный совет:
Л. А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л. Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т. И. Степанова, доктор педагогических наук
Г. П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т. Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О. П. Шушарина, кандидат философских наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев (естественно-научное направление), В.И. Жог,
Е.А. Леванова (психолого-педагогическое направление), А.А. Данилов (историческое направление),
В.Н. Князев (фи ло соф ское и социокультурное направления), С.В. Матросов,
Г.М. Чернобельская, В.А. Славина, В.В. Николина.
Состав редакции:
Ответственный редактор – И. В. Федосеева
Редактор-корректор – И. А. Пешкова
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского
Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
NiSH_2010-4.indbNiSH_2010-4.indb 1
01.12.201001.12.2010 14:27:28 14:27:28
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Овчарова А. А. Общепедагогические принципы построения
технологии взаимодействия школы и семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Подгорнев В. М. Современные направления художественно-творческого
развития учащихся гимназии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Похлебаев С. М. Проблемы современного естественно-научного
образования и пути их решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Клюкина М. Ю. Формирование у будущих учителей начальных классов
готовности к этнохудожественному воспитанию младших школьников . . . . . 14
Кравченко А. В. Учебное проектирование как средство формирования
ИКТ-компетенций студентов педагогических специальностей . . . . . . . . . . . . . 17
Круподерова Е. П., Короповская В. П. Использование социальных
сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов . . . . . . . . . . . . . 19
Парамонова М. Ю. Научно-педагогическое наследие Е. А. Аркина
в области физического воспитания и оздоровления дошкольников . . . . . . . . 22
Ситка И. В. Учебно-методический комплекс для подготовки
будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях . . . 24
Магомедов Р. М. Применение новых организационных форм
при подготовке и переподготовке педагогических кадров . . . . . . . . . . . . . . . . 26
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ким В. С. Научное и учебное моделирование в физическом
эксперименте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Леонова И. С. Модель формирования корпоративной культуры
класса в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Качалова А. В. Прогнозирование педагогических условий
конструирования индивидуальной траектории формирования
познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста
к обучению в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Лашкова Л. Л. Педагогические условия развития коммуникативного
потенциала у будущего учителя в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Новиков А. Д. Новая методика исследования функций
в контексте фундаментализации математического образования. . . . . . . . . . . 43
Алешникова Е. Л. Некоторые особенности работы с текстами
публицистического стиля при подготовке учащихся к написанию
сжатого изложения в формате ГИА 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Бобылев Ю. В., Намазова А. Т. О целесообразности изучения
процессов излучения электромагнитных волн движущимися
зарядами в средах в курсе электродинамики средней школы . . . . . . . . . . . . . 48
Слепенкова Е. А. Организация педагогических исследовательских
проектов учащихся старших классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
NiSH_2010-4.indbNiSH_2010-4.indb 2
01.12.201001.12.2010 14:27:43 14:27:43
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Чащина О. В. Педагогические условия формирования
эколого-валеологической готовности студентов педвуза . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Воловоденко А. С. Проектирование содержания дидактических
средств для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников
в профильной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Куржонкова И. Р. Формирование здоровьесберегающих компетенций
в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Колупаева О. Н. Модель формирования экологической культуры
у будущих менеджеров в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Официн С. И. Педагогическая технология комплексного
подхода в обучении физико-математическим дисциплинам
в современной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Рябыш О. В. Методическая система становления учебной
деятельности старшеклассников с использованием
электронных средств обучения математике
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Шкильменская Н. А. Различные варианты углубленного
изучения курса алгебры в 8–9-х классах на основе внутренней
дифференциации в сельской школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Шукурзод Т. А., Комили А. Ш., Гулов Х. М. Обучение решению
задач прикладного характера как средство активизации урока
математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Шукурзод Т. А., Комили А. Ш., Шодиев М. С. Теоретическая
концепция и исторические аспекты реализации методической
реальности при обучении математики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Ахметов М. А. О представлении информации в учебниках химии . . . . . . . . . 78
Солонина А. Г., Филичева Н. П. Модернизация методов открытого
персонализированного обучения алгебре в фазе адаптации . . . . . . . . . . . . . 81
Ульянова И. В. Обучение учащихся доказательству теорем в контексте
деятельностной концепции УДЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Чадина Ю. А. Использование сверхтекста как особого типа учебного
материала для формирования коммуникативной компетенции у учащихся
старших классов на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Карпушина Л. П. К вопросу о сущности этномузыкального
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Илясов Е. П. Автоматизированная информационная система
содействия трудоустройству выпускников учреждений
профессионального образования (АИСТ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Ниматулаев М. М. Использование информационнокоммуникационных
технологий для повышения квалификации
в условиях самообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Сулейманов Р. Р. Структура учебной деятельности по решению
задач с использованием языка программирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
NiSH_2010-4.indbNiSH_2010-4.indb 3
01.12.201001.12.2010 14:27:43 14:27:43
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Котенева А. В. Защитные механизмы личности, гендер
и тип темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Ладохина И. Ю. Дифференцированный подход в современной
начальной школе. Определение ведущей модальности и сенсорной
активности каждой модальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Мансурова С. Е. Преодоление дифференцированного подхода
к изучению человека в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Мялкина Е. В. Сущность и структура конкурентоспособности
специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Раманаускайте С. И. Формирование смысложизненных ориентаций
воспитанников учреждения дополнительного образования детей . . . . . . . . . 116
Цветкова А. Т. Основные положения теории формирования мотивации
и самоорганизации учащихся в учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Анохина Г. М. Знание, понимание, умение в личностно
ориентированной технологии естественно-научного образования. . . . . . . . . 124
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Панкова-Козочкина Т. В. Крестьянское самоуправление 1920-х гг.:
гендерный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Гончаров М. А. Становление государственной системы
светского образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Силина Л. В. Иностранный туризм и выезд советских граждан
за рубеж в 1960-е гг. (по материалам отдела пропаганды
и агитации ЦК КПСС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Смирнов Д. А. Проблема политизации образования в дискуссиях
марксистов Веймарской республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Сабирова Ф. М. Вклад средневековых университетов
в развитие науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Хронова И. А. Отечественная историография советской аграрной
политики на Кубани: основные тенденции развития (1950–1990-е гг.) . . . . . 147
Смирнова О. С. Уполномоченные Совета по делам РПЦ
областей Верхнего Поволжья и апостасия духовенства
в конце 1950-х – начале 1960-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Соколов Е. Н. Борьба советского государства с сопротивлением
банковских служащих в 1917–1919 гг.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
NiSH_2010-4.indbNiSH_2010-4.indb 4
01.12.201001.12.2010 14:27:44 14:27:44
Стр.5