МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Специальность 21.05.03 Технология геологической разведки
Специализация «Геофизические методы
исследований скважин»
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 552.08:53(075.8)
ББК 26.31:22.3 я73
Г 35
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. геол.-минерал. наук, доцент З. В. Стерленко,
канд. техн. наук, доцент Ю. К. Димитриади
Г 35 Геоинформационные системы: лабораторный практикум /
О. Е. Зеливянская. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 159 с.
Лабораторный практикум разработан в соответствии с программой
дисциплины и ФГОС ВО, в нем изложены теоретические основы и
методика работы в геоинформационной системе ArcGIS.
Предназначен для студентов, обучающихся специальности 21.05.03
Технология геологической разведки.
УДК 552.08:53(075.8)
ББК 26.31:22.3 я73
Автор-составитель
ст. преподаватель О. Е. Зеливянская
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2 | ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Изучение примеров, иллюстрирующих основные
понятия ГИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Отображение пространственных и атрибутивных данных . . . .
3. Построение запросов к базе данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Изучение форматов пространственных данных . . . . . . . . . . . .
5. Связывание и соединение таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Построение диаграммы и создание отчета в ArcMap . . . . . . .
7. Редактирование объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Редактирование атрибутивных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Работа с проекциями и масштабом карты . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Создание карты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение. Инструктаж по технике безопасности . . . . . . . . . . .
4
6
19
37
50
68
86
100
121
130
139
152
153
3 | ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Стр.3
Предисловие
Геоинформационные системы – современная компьютерная технология,
применяющаяся во всех отраслях науки и техники, особое
значение представляет при решениях геолого-разведочных и нефтегазовых
задач.
Целью освоения дисциплины – формирование набора компетенций
будущего специалиста в области обучения, воспитания и развития,
соответствующих целям образовательного стандарта специальности
«Технология геологической разведки».
Задачами дисциплины являются:
– ознакомление с теоретическими основами, структурой, основными
принципами построения и функционирования географических информационных
систем (ГИС) как универсального языка мониторинга и менеджмента
в экологии, экономике, политике и природопользовании;
– получение представлений о новейших информационных технологиях,
связанных с ГИС;
– овладение основными приемами и методами работы с ГИС;
– формирование представлений о сфере применения ГИС, их
возможностях, достоинствах и потенциале использования в соответствующих
областях экологии, экономики, природопользования, науки и
техники.
В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются
следующие компетенции:
общекультурные:
ОК-1 – представление современной картины мира на основе целостной
системы естественнонаучных и математических знаний, способность
ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;
ОК-2 – обобщение, анализ, восприятие информации, способность
поставить цели и выбрать пути ее достижения;
ОК-9 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации
и мастерства;
профессиональные:
ПК-2 – самостоятельное приобретение новых знаний и умений с
помощью информационных технологий и использование их в практической
деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно
не связанных со сферой деятельности;
ПК-4 – способность организовать свой труд на научной основе, самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности, владение
навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения
научных исследований;
ПК-8 – владение основными методами, способами и средствами
получения, хранения, переработки информации; наличие навыков обра4
| ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Стр.4
ботки данных и работы с компьютером как средством управления информацией;
ПК-23
– ведение поиска и оценки возможности внедрения компьютеризированных
систем;
ПК-24 – в научно-исследовательской деятельности: наличие высокой
теоретической и математической подготовки, а также подготовки по
теоретическим, методическим и алгоритмическим основам создания новейших
технологических процессов геологической разведки, позволяющим
быстро реализовывать научные достижения, использовать современный
аппарат математического моделирования при решении прикладных
научных задач;
ПК-25 – способность находить, анализировать и перерабатывать
информацию, используя современные информационные технологии;
ПК-26 – способность обрабатывать полученные результаты, анализировать
и осмысливать их с учетом имеющегося мирового опыта; представление
результатов работы, обоснование предложенных решений на
высоком научно-техническом и профессиональном уровне;
ПК-27 – осуществление разработки и реализации программного
обеспечения для исследовательских и проектных работ в области создания
современных технологий геологической разведки;
ПК-29 – способность разработать новые методы использования
компьютеров для обработки информации, в том числе в прикладных областях;
ПК-34
– внедрение автоматизированных систем управления.
5 | ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Стр.5