С. Я. Гродзенский Менеджмент качества Учебное пособие Москва 2015 УДК 30.607 ББК 658.562 Г86 Автор: Гродзенский Сергей Яковлевич, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии проблем качества, профессор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики. <...> Рассматриваются вопросы статистического контроля и управления качеством продукции, анализируются модели отказов на основе предложенного автором статистико-физического подхода. <...> Материал, составивший содержание учебного пособия, соответствует программам курсов «Менеджмент качества», «Статистические методы контроля и управления качеством», «Всеобщее управление качеством», читаемых студентам и магистрантам по специальностям 200503 «Стандартизация и сертификация (по отраслям)» и 200501 «Управление качеством», а также магистрантам по специальности «Менеджмент качества». <...> Учебное издание Гродзенский Сергей Яковлевич МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Основы философии и концепции патриархов качества и модели TQM . <...> Основы философии и концепции качества Деминга . <...> Основы философии и концепции качества Джурана . <...> Основы философии и концепции качества Фейгенбаума . <...> О последовательности применения простых инструментов качества . <...> Выборочный статистический контроль при приемке продукции . <...> Модели отказов и законы распределения моментов их возникновения . <...> Статистико-физический метод анализа надежности изделий электронной техники . <...> Джозеф Джуран (1994 г.) ВВЕДЕНИЕ Разработанные в США в первой половине ХХ в. приемы менеджмента (от англ. management – управление, организация) качества, основанные на статистических методах, были затем применены в Японии и, получив там развитие, помогли Стране восходящего солнца осуществить экономическое чудо, которое затем произошло во многих странах, но, к сожалению, до сих пор не наблюдается в России <...>
Менеджмент_качества.pdf
УДК 30.607
ББК 658.562
Г86
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Гродзенский Сергей Яковлевич, доктор технических наук, профессор, действительный
член Академии проблем качества, профессор Московского государственного
технического университета радиотехники, электроники и автоматики.
Г86
Гродзенский С. Я.
200 с.
Менеджмент качества : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2015. —
ISBN 978-5-392-18815-4
В учебном пособии, составленном на основе курса лекций, читаемых автором на
протяжении ряда лет в Московском государственном техническом университете радиотехники,
электроники и автоматики, рассматривается существо Всеобщего управления
качеством; его связь со стандартами серий ИСО 9000 и ИСО 14000 и философией
и концепцией классиков квалитологии. Рассматриваются вопросы статистического
контроля и управления качеством продукции, анализируются модели отказов на основе
предложенного автором статистико-физического подхода. Материал, составивший
содержание учебного пособия, соответствует программам курсов «Менеджмент качества»,
«Статистические методы контроля и управления качеством», «Всеобщее управление
качеством», читаемых студентам и магистрантам по специальностям 200503
«Стандартизация и сертификация (по отраслям)» и 200501 «Управление качеством»,
а также магистрантам по специальности «Менеджмент качества». Оно может быть полезно
при повышении квалификации и переподготовки специалистов.
УДК 30.607
ББК 658.562
Издательство не несет ответственности за достоверность, полноту и актуальность
содержания произведения. Из содержания этого произведения не могут вытекать
никакие правовые притязания к Издательству.
Учебное издание
Гродзенский Сергей Яковлевич
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 03.04.2015. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 12,5. Тираж 100 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-18815-4
© Гродзенский С. Я., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................5
1. Эволюция методов менеджмента качества .........................................................9
1.1. Система Тейлора. Качество продукции
1.2. как соответствие стандартам .................................................................11
Система Шухарта. Качество продукции
1.3. как стабильность процессов ..................................................................13
Система Фейгенбаума. Комплексный контроль качества.
Качество продукции, процессов как соответствие
1.4. рыночным требованиям ........................................................................15
Система Деминга. Качество как удовлетворение
потребностей потребителей и служащих ..............................................16
1.5. Этапы развития представлений о качестве ...........................................19
1.6. Особенности отечественных походов к проблеме
управления качеством в советскую эпоху .............................................21
2. Качество, показатели качества, управление качеством ....................................25
2.1. Что такое качество .................................................................................25
2.1.1. Трактовка качества классиками квалитологии ..............................27
2.2. Показатели качества продукции и услуги ............................................29
2.3. Понятие о контроле, планировании и управлении качеством ............32
3. Основы философии и концепции патриархов качества и модели TQM .............35
3.1. Основы философии и концепции качества Деминга ...........................35
3.1.1. Принципы Деминга для менеджера ................................................36
3.2. Основы философии и концепции качества Джурана ..........................48
3.3. Основы философии и концепции качества Фейгенбаума ...................50
3.4. Основы философии и концепции качества Кросби ............................52
3.5. «Западный» и «восточный» подход к проблеме качества .....................55
4. Принципы всеобщего управления качеством ....................................................58
4.1. Принцип первый – ориентация на потребителя ..................................58
4.2. Принцип второй – лидерство руководителя .........................................59
4.3. Принцип третий – вовлечение персонала ............................................59
4.4. Принцип четвертый – процессный подход...........................................60
4.5. Принцип пятый – системный подход к менеджменту .........................61
4.6. Принцип шестой – постоянное улучшение ..........................................62
4.7. Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах ........63
4.8. Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения
с поставщиками .....................................................................................65
5. Стандарты ИСО и концепция TQM ..................................................................67
5.1. История развития и сущность стандартов серии ИСО 9000 ................68
5.2. Базовые стандарты управления качеством ...........................................69
5.3. Стандарты ИСО 14000 ...........................................................................72
5.3.1. Что такое ИСО 14000 .......................................................................73
5.3.2. Система стандартов ИСО 14000 ......................................................74
6. Статистическое мышление ...............................................................................79
6.1. Сущность статистического мышления
и вирусной теории менеджмента ..........................................................79
6.1. Статистические исследования в историческом развитии ....................83
6.3. С чего начинать статистическое исследование ....................................86
Стр.3
7. Инструменты статистического контроля качества ...........................................91
7.1. Особенности японских методов контроля и управления качеством .......91
7.2. Контрольный листок .............................................................................92
7.3. Диаграмма Парето .................................................................................94
7.3.1. Закон «80/20» ......................................................................................94
7.3.2. Построение диаграммы Парето .........................................................96
7.4. Схема Исикавы ......................................................................................99
7.4.1. Построение схемы Исикавы...............................................................99
7.5. Гистограмма .........................................................................................102
7.6. Диаграмма рассеяния ..........................................................................107
7.7. Стратификация (расслаивание) .........................................................109
7.8. Контрольная карта...............................................................................111
7.8.1. Назначение контрольной карты ....................................................111
7.8.2. Контрольные карты по качественным признакам .......................115
7.8.3. Контрольные карты по количественным признакам ...................117
7.9. Алгоритм применения семи простых инструментов качества ...........122
7.9.1. О последовательности применения простых
7.9.2. инструментов качества .................................................................. 122
Алгоритм эффективного применения
семи простых инструментов качества ........................................... 123
8. Методы уменьшения вариации .......................................................................127
8.1. Методы Тагути .....................................................................................127
8.2. Концепция «Шесть сигм» ...................................................................132
9. Выборочный статистический контроль при приемке продукции .....................137
9.1. Выборочный контроль. Экономические критерии.
Основные определения ........................................................................137
9.2. Постановка задачи выборочного контроля ........................................142
9.3. Схема испытаний Бернулли как модель выборочного контроля ......150
9.4. Распределение Пуассона как модель выборочного контроля ...........153
9.5. Усеченный контроль ...........................................................................157
9.6. Способы модификации последовательных испытаний .....................160
10. Статистическое регулирование технологических процессов ........................166
10.1. Контрольные карты кумулятивных сумм .........................................166
10.2. Исследование последовательных планов контроля
и регулирования методом статистических испытаний ....................170
11. Модели отказов и законы распределения моментов их возникновения ........175
11.1. Равномерное распределение .............................................................178
11.2. Экспоненциальное распределение
11.3. (модель мгновенных повреждений) .................................................180
11.4. (модель накапливающихся повреждений) .......................................182
Гамма-распределение
Нормальное распределение
11.5. (модель суммирования повреждений) .............................................183
Логарифмически-нормальное распределение
(модель упрочнения) .........................................................................184
11.6. Распределение Вейбулла (модель слабого звена) ............................186
11.7. Смесь распределений ........................................................................190
11.9. Статистико-физический метод анализа надежности
изделий электронной техники ..........................................................194
Библиографический список .............................................................................199
Стр.4