Микросреда — это среда прямого влияния на организацию, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) организации, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие контактные аудитории. <...> Внешняя и внутренняя среда организации К основному фактору экономической среды, влияющему непосредственно на деятельность организаций, относится общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы. <...> К микросреде относятся следующие элементы: — поставщики; — маркетинговые посредники; — клиенты; — конкуренты; — международное окружение; — контактные аудитории (стейкхолдеры). <...> Внешняя и внутренняя среда организации Фирмы — организаторы товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. <...> Организация окружена контактными аудиториями семи типов: 1) финансовые круги; 2) контактные аудитории средств массовой информации; 3) контактные аудитории органов государственной власти и управления; 4) гражданские группы действий; 5) местные контактные аудитории; 6) широкая публика; 7) внутренние контактные аудитории. <...> Внешняя и внутренняя среда организации общественности сказывается на ее деятельности. <...> Предрасположенность — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. <...> Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (см. рис. <...> Управленческие технологии Технологии целевого управления Управленческие технологии Технологии процессорного управления Рис. <...> Состав управленческих технологий Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). <...> Основы управления организацией <...>
Экономика_и_управление_инновационной_организацией.pdf
ББКУДК 005(075.8)
65.291я73
Э40
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рецензенты:
Е. В. Савенкова — доктор экономических наук, профессор РУДН;
М. Ю. Лайко — доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Э40
Блохина Т. К.
Экономика и управление инновационной организацией : учебник
для бакалавров и магистров / Т. К. Блохина, О. Н. Быкова, Т. К. Ермолаева.
— Москва : Проспект, 2014. — 432 с.
ISBN 978-5-392-12227-1
Учебник посвящен вопросам управления инновационной организацией, места и
роли организации в экономических процессах, анализа разнообразия структур и форм организации
предприятий, источников формирования и управления ресурсами.
Важное место отведено системе эффективного управленческого воздействия в условиях
рыночных отношений через выявление экономических ресурсов, оценку интеллектуально-производственного
потенциала организации, финансовый анализ ее деятельности и
разработку инвестиционной политики.
Особое место в учебнике отведено стратегическому планированию, которое определяет
направление развития и трансформации организации с целью создания современной
инновационной системы хозяйствования.
Предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов.
ББКУДК 005(075.8)
65.291я73
Учебное издание
Блохина Татьяна Константиновна, Быкова Ольга Николаевна,
Ермолаева Татьяна Константиновна
ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Учебник для бакалавров и магистров
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Печать цифровая. Печ. л. 27,0. Тираж 50 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 20.06.2014. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-12227-1
© О© Коллектив авторов, 2013
ОО «Проспект», 2013
/16
.
Стр.2
424
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Организация в условиях рыночной экономики
1.1. Цель создания и функционирования предприятия ............................3
1.2. Общая характеристика предпринимательства как формы
существования организации в условиях рынка ......................................11
1.3. Порядок образования и ликвидации организаций
как юридических лиц .................................................................................15
Глава 2. Организационно-правовые формы предприятий
2.1. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества ...............19
2.2. Акционерные (корпоративные) формы организации ......................20
2.3. Некоммерческие организации ...........................................................22
2.4. Унитарные предприятия ....................................................................29
Глава 3. Внешняя и внутренняя среда организации
3.1. Внешняя среда и факторы, ее составляющие....................................31
3.2. Внутренняя среда организации ..........................................................36
3.3. Анализ внутренней и внешней среды ................................................41
Глава 4. Основы управления организацией
4.1. Механизм и функции управления организацией ..............................47
4.2. Управленческие технологии ..............................................................48
4.3. Организационные структуры управления предприятием ................54
Глава 5. Конкурентоспособность организации
5.1. Сущность, индикаторы и факторы конкурентоспособности ...........58
5.2. Управление конкурентоспособностью ..............................................60
5.3. Пути обеспечения конкурентного преимущества .............................61
5.4. Параметры и методы оценки конкурентоспособности ....................64
Глава 6. Основные фонды и расходы организации
6.1. Структура и оценка основных фондов ..............................................70
6.2. Износ и амортизация основных фондов ...........................................74
6.3. Показатели эффективности использования
основных фондов ......................................................................................79
6.4. Управление нематериальными активами ..........................................82
Глава 7. Расходы предприятия, себестоимость продукции
7.1. Расходы предприятия .........................................................................85
7.2. Себестоимость продукции .................................................................89
7.3. Классификация затрат для осуществления контроля
и регулирования деятельности организации ..........................................95
Глава 8. Прибыль организации, показатели рентабельности
8.1. Прибыль и доходы организации ........................................................98
8.2. Маржинальный доход ...................................................................... 102
8.3. Методы планирования прибыли организации ................................ 107
Глава 9. Цены и ценообразование в организации
9.1. Понятие цены и ценовая политика организации ........................... 113
Стр.424
Оглавление
425
9.2. Ценовые стратегии и ценовая система ............................................ 117
9.3. Методы ценообразования ................................................................ 120
10.1. Классификация и структура персонала ......................................... 127
10.2. Численность работников в организации и показатели
эффективности их труда ......................................................................... 132
10.3. Анализ производительности труда ................................................. 134
10.4. Расчет бюджета рабочего времени и кадровая политика
в организации .......................................................................................... 137
10.5. Нормирование труда в организации .............................................. 139
Глава 10. Трудовые ресурсы организации
11.1. Тарифная система оплаты труда .................................................... 142
11.2. Формы и система оплаты труда ...................................................... 149
11.3. Бестарифные системы оплаты труда .............................................. 152
11.4. Планирование фонда оплаты труда ............................................... 154
Глава 11. Оплата труда в организации
12.1. Качество продукции в современных условиях .............................. 156
12.2. Стандартизация продукции и ее нормативные документы .......... 158
12.3. Технические условия — роль в переходный период...................... 161
12.4. Сертификация продукции .............................................................. 166
12.5. Конкурентоспособность продукции фирмы
и новая стратегия управления качеством .............................................. 168
Глава 12. Управление качеством продукции
в организации
13.1. Методы и виды планирования ....................................................... 172
13.2. Структура, классификация и виды планов .................................... 175
13.3. Сущность перспективного планирования ..................................... 178
13.4. Сущность бюджетного планирования ........................................... 179
Глава 13. Планирование хозяйственной
деятельности организации
14.1. Структура бизнес-плана ................................................................. 181
14.2. Проблемы современного бизнес-планирования ........................... 183
14.3. Требования к качеству составления бизнес-плана ....................... 184
Глава 14. Бизнес-план
Глава 15. Маркетинговая деятельность организации
15.1. Место маркетинга в системе управления организацией ............... 187
15.2. Маркетинговая концепция формирования
оптимальной структуры управления организацией ............................. 189
15.3. Организационное построение служб маркетинга предприятия ... 192
16.1. Финансы и капитал организации .................................................. 195
16.2. Оборотные средства ........................................................................ 201
16.3. Управление дебиторской задолженностью.
Кредитная и инкассационная политика ................................................ 205
Глава 16. Управление финансами организации
Стр.425
426
Оглавление
17.1. Финансовая стратегия .................................................................... 210
17.2. Финансовое планирование в организации,
финансовый менеджмент ....................................................................... 212
17.3. Бюджетирование в организации .................................................... 221
Глава 17. Финансовая стратегия
организации
18.1. Ценные бумаги и их классификация ............................................. 224
18.2. Долевые ценные бумаги ................................................................. 225
18.3. Долговые ценные бумаги ................................................................ 229
18.4. Участники рынка ценных бумаг.
Виды профессиональной деятельности ................................................. 234
Глава 18. Рынок ценных бумаг как источник
привлечения капитала для организации
19.1. Инвестиционные ресурсы организации ........................................ 238
19.2. Инвестиционная политика и ее основные принципы .................. 241
19.3. Планирование и управление инвестициями ................................. 245
19.4. Экономический эффект от вложения инвестиций ....................... 248
Глава 19. Инвестиционная
деятельность организации
20.1. Социальные инвестиции: субъекты и основные показатели
эффективности ........................................................................................ 251
20.2. Корпоративные социальные инвестиции...................................... 253
20.3. Основные направления корпоративной социальной
ответственности ...................................................................................... 254
20.4. Международные стандарты корпоративной
социальной отчетности ........................................................................... 260
Глава 20. Корпоративная социальная
ответственность организаций
Глава 21. Инновационный процесс в организации
21.1. Инновации, их экономическая сущность и значение .................. 263
21.2. Управление инновационным процессом и его структура ............. 268
21.3. Стимулирование и оценка эффективности инноваций
в организации .......................................................................................... 273
22.1. Основные виды и субъекты инновационной деятельности .......... 276
22.2. Сущность инновационного менеджмента ..................................... 278
22.3. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента ............. 279
22.4. Технология и методы инновационного менеджмента .................. 281
22.5. Теоретические подходы к развитию
и современному состоянию инновационного менеджмента ............... 285
22.6. Инновационная деятельность на малых
и средних предприятиях ......................................................................... 286
Глава 22. Характеристика
инновационного менеджмента
Стр.426
Оглавление
427
23.1. Сущность инновационной деятельности ...................................... 294
23.2. Правовое сопровождение ведения
инновационной деятельности ................................................................ 299
23.3. Основные аспекты патентной защиты результатов
инновационной деятельности ................................................................ 302
23.4. Анализ инновационной деятельности ........................................... 311
Глава 23. Основные аспекты ведения
инновационной деятельности
Глава 24. Управление инновационной деятельностью
24.1. Инновационный процесс: сущность и основное содержание ...... 321
24.2. Понятийно-терминологический аппарат
инновационного развития ...................................................................... 333
стратегий социально-экономического развития
25.1. Направления инновационной политики ....................................... 346
25.2. Разработка стратегий формирования
инновационной политики ...................................................................... 364
25.3. Инновационная составляющая в корпоративном развитии ........ 375
Глава 25. Инновационная компонента при разработке
26.1. Соглашения о разделе продукции .................................................. 394
26.2. Свободные экономические зоны в экономике России................. 397
26.3. Внешнеторговый контракт ............................................................. 399
26.4. Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности .................................................... 404
Глава 26. Внешнеэкономическая
деятельность предприятий
Глава 27. Несостоятельность (банкротство) предприятий
27.1. Сущность банкротства .................................................................... 407
27.2. Процедура банкротства, предупреждение банкротства ................ 412
27.3. Внешнее управление....................................................................... 415
27.4. Конкурсное производство .............................................................. 417
Список литературы ................................................................................. 422
Стр.427