Почти тысяча страниц научного текста, освещающего все области современной психоло гии, богато иллюстрирована исключительно цветными фотографи ями хода экспериментов, работами пациентов, схемами и графика ми, портретами ученых. <...> Общая психология — раздел, интегрирующий психологические знания, обобщающий теоретические и экспериментальные психо логические исследования, изучающий общие психологические за кономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в современном состоя нии и историческом развитии. <...> Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между со циальной философией, социальной психологией, экономикой, со Предмет и методы психологии • 9 циологией и антропологией можно считать весьма условными. <...> Но это подводит пси хологию к отказу от познания реальной личности, в частности лич ностных норм и аномалий. <...> Его работы «Эмпирическая пси 10 • Глава 1 хология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято счи тать первыми учебниками по психологии. <...> Эмпирические же иссле дования человеческой психики — с соблюдением самых строгих требований научного метода — начались 150 лет тому назад, и ос нователем экспериментальной психологии считается немецкий ученый Вильгельм Вундт. <...> Предмет и методы психологии • 11 Представлять научную психологию полностью завершенным или непротиворечивым целым нельзя, поскольку эти качества не совместимы с природой самой науки, где постоянно разгораются дискуссии по основополагающим вопросам, возникают новые шко лы и направления, перепроверяются полученные знания и опро вергаются незыблемые истины. <...> Говорить о том, что система психо логических знаний представляет строго упорядоченное и непроти воречивое целое, нельзя, поскольку представители разных школ описывают одну и ту же реальность — человеческую психику <...>
Общая_психология.pdf
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3ÿ73
Ê78
ИСПРАВЛЕНИЯ Ñ, 3, 152
Кравченко А. И.
К78 Общая психология : учебное пособие. – Москва : Проспект,
2011. – 432 ñ.
ISBN 978-5-392-02265-6
Психологию автор рассматривает как самую занимательную науку о человеке,
основанную на строгих экспериментальных данных. Память, внимание, эмоции
и чувства, стрессы и аффекты, мышление и интеллект — загадочная область
нашей психики. В систематической и последовательной форме в книге излагаются
новейшие достижения мировой психологии от ее зарождения до наших
дней. Эта книга — попытка написать учебник живым и интересным языком.
Курс
«Общей психологии» написан в соответствии с Государственным образовательным
стандартом для непсихологических специальностей.
Для студентов, начинающих изучать психологию, а также широкого круга
читателей.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3ÿ73
Учебное издание
Кравченко Альберт Иванович
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 25.12.10. Формат 60ƀ90 1/16.
Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 27,0. Тираж 300 ýêç. Заказ ¹ .
ООО «Проспект»
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
W UVSQWP HPPTST
© À. È. Кравченко, 2011
© ООО «Ïðîñïåêò», 2011
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................................................................................... 3
Глава 1. Предмет и методы психологии................................................................ 8
Предметная сфера психологии............................................................................... 8
Где какие методы применяют ............................................................................... 17
Наблюдение ........................................................................................................................... 20
Интроспекция...................................................................................................................... 23
Технические средства наблюдения ................................................................. 27
Эксперимент ......................................................................................................................... 31
Тестирование ....................................................................................................................... 37
Анкетирование и интервью .................................................................................... 43
Измерение и шкалы ....................................................................................................... 52
Глава 2. История психологии ...................................................................................... 60
Глава 3. Мозг и психика .................................................................................................... 90
Психика и Психея............................................................................................................ 90
Нейрофизиологические основы психики.................................................... 93
Рецепторы и ощущения ...........................................................................................103
Как наш мозг воспринимает музыку ............................................................113
Карта головного мозга ................................................................................................119
Сознательное и подсознательное .....................................................................131
Сознание и сверхсознание .....................................................................................135
Жизнь после жизни .....................................................................................................139
Глава 4. Чувственное познание ................................................................................143
Когнитивная психология .........................................................................................143
Формы и ступени познания...................................................................................148
Ощущения ............................................................................................................................155
Восприятие ..........................................................................................................................160
Установки и стереотипы ..........................................................................................167
Иллюзии .................................................................................................................................169
Представление .................................................................................................................174
Воображение ......................................................................................................................176
Внимание ...............................................................................................................................182
Стр.428
Содержание • 429
Глава 5. Рациональное познание ............................................................................189
Память .....................................................................................................................................189
Типология памяти..........................................................................................................198
Феноменальная память ............................................................................................209
Мышление ............................................................................................................................212
Интеллект .............................................................................................................................219
Интеллектуальные тесты .......................................................................................224
Решение задач ..................................................................................................................228
Креативность .....................................................................................................................230
Гении и вундеркинды .................................................................................................240
Глава 6. Эмоциональная сфера человека .......................................................244
Эмоции, чувства, аффекты ...................................................................................244
Аффекты — наши друзья или враги? .........................................................254
Стресс — пограничное состояние? .................................................................258
Эмоции .....................................................................................................................................267
Чувства....................................................................................................................................271
Застенчивость ...................................................................................................................274
Социальные чувства ....................................................................................................277
Мимика, жесты, пантомима..................................................................................281
Разные народы — разные чувства? ...............................................................283
Такие разные улыбки.................................................................................................285
Гедонизм ................................................................................................................................290
Ониомания и шопоголизм .......................................................................................294
Глава 7. Поведение и потребности........................................................................297
Деятельность......................................................................................................................297
Поведение .............................................................................................................................302
Мир человеческих потребностей .....................................................................304
Иерархия потребностей ...........................................................................................309
Динамика потребностей ...........................................................................................314
Принцип доминирования потребностей ....................................................317
Значение и роль мотивации ..................................................................................322
Девиантные формы поведения ..........................................................................329
Глава 8. Личность и психологическая защита ..........................................333
Человек, индивид, личность .................................................................................333
История понятия «личность» ..............................................................................337
Психологическое понимание личности.......................................................340
Психологический портрет личности .............................................................344
Многоуровневый мир человеческого «Я» .................................................351
Стр.429
430 • Содержание
Потребность стать личностью ............................................................................356
Сила воли...............................................................................................................................360
Психологическая защита ........................................................................................363
Тест «Психологическая защита» .....................................................................368
Глава 9. «Яконцепция»: подходы, структура, загадки......................370
Теоретические подходы к «Яконцепции» ..............................................370
Структура и строение «Яконцепции» .......................................................378
Формирование «Яконцепции» ..........................................................................386
Теория множественности «Я» .............................................................................390
Сколько «Я» у человека? .........................................................................................399
Словарь ..........................................................................................................................................414
Список литературы ............................................................................................................421
Стр.430