Курабцев ПЛАТОН: монография Москва 2016 УДК 1(075.8) ББК 87я73 К93 Автор: Курабцев Василий Леонидович — философ, доктор философских наук, профессор кафедры философии МГОУ. <...> — ISBN 978-5-392-18852-9 Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.) <...> Впрочем, есть версии и афинского рождения философа и послания его отца на Эгину в качестве поселенца (Диоген Лаэртский). <...> Диоген Лаэртский и Олимпиодор пишут о том, что словесной науке его обучал грамматист Дионисий, гимнастике — борец Аристон из Аргоса (согласно Олимпиодору — Аристотель из Аргоса), а музыке — Драконт, ученик Дамона. <...> Олимпиодор сообщает предположительно следующее: «На смертном одре его… нашли книжки Аристофана и Софрона»1 . <...> «Анонимные пролегомены к платоновской философии» сообщают также о том, что он не употреблял животной пищи, а питался исключительно растительной. <...> Диоген Лаэртский и Олимпиодор описывают все по-своему: двадцатилетний Платон готовился к выступлению с трагедией на состязаниях, но вдруг услышал перед Дионисовым театром беседу Сократа. <...> Основной его философской интуицией и истиной стала разумная (скорее мудрая) идея блага (греч. ίδέα του άγαθου), и поэтому вся его философия, как уже было сказано, заслуживает названия агатофилософии. <...> «Анонимные пролегомены к платоновской философии» сообщают о том, что в Финикиии философ узнал от персов учение Зороастра. <...> Например, в диалоге «Протагор» он говорит: «Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя — не что иное, 1 Платон. <...> Не знает, «какой человек счастлив, а какой нет» (Горгий 472 с). <...> Сильные (они же у Калликла — «счастливые») дают «полнейшую волю своим желаниям» (Горгий 491 е). <...> «Так вот тебе истина, – говорит Калликл Сократу, — роскошь, своеволие, свобода — в них и добродетель, и счастье. а все прочее… — никчемный вздор» (Горгий 492 с). <...> «Мудрецы <...>
Платон_агатофилософия._Монография.pdf
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
К93
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Курабцев Василий Леонидович — философ, доктор философских наук, профессор кафедры
философии МГОУ. Окончил философский факультет ЛГУ им. А. А. Жданова
(1987). В 1992 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию, а в 2006 г. в РГГУ — докторскую
диссертацию («Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской
традиции»).
К93
Курабцев В. Л.
160 с.
Платон: агатофилософия : монография. — Москва : Проспект, 2016. —
ISBN 978-5-392-18852-9
Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра,
Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа
Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления
Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные
и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка
платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.
Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных
наук, а также для всех любителей мировой философии.
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Научное издание
Курабцев Василий Леонидович
ПЛАТОН: АГАТОФИЛОСОФИЯ
Монография
Печать офсетная. Печ. л. 10,0. Тираж 500 (1-й завод 50) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 10.06.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-18852-9
© Курабцев В. Л., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Жизненный путь Платона (427–347 гг. до н. э.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Раннее благо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
§ 1.1. Космос или бесчинство? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
§ 1.2. «Самое дорогое» (благо) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
§ 1.3. Алетейя и псевдос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§ 1.4. Человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Глава 2. Небытие и утверждение блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
§ 2.1. Небытие блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
А) Не любезные богу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Б) Беззаконный вид желаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
В) Негодные люди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Г) Туповато рассудительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
§ 2.2. Утверждение блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
А) Благо как бытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Б) «Молиться богам», или Трагическая религиозность
Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
В) Идеальная справедливость, или Ночной дозор Платона . . . . 83
Г) Человек: «блаженный бог» или «выдуманная игрушка»? . . . . 96
а) Творение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
б) Микрокосм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
в) Душа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
г) Качества души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
д) Умозрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
е) Богоподобие и звероподобие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
ж) «Беременность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
з) Бессмертие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
и) «Свет чистый» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
к) Игрушка богов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Д) Горние лики, или Гносеология Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
а) Ступени познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
б) Любовь и познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
в) Философия и истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Глава 3. Русский завет с платонизмом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
§ 3.1. Религиозный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
§ 3.2. Морально-нравственный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
§ 3.3. Этнометафизический уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Заключение, или «Темного хаоса светлая дочь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Стр.160