Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проведение национальной оценки учебных достижений (660,00 руб.)

0   0
Первый авторГрини Винсент
АвторыКеллаган Томас , Мусин А. , Челышкова Марина Борисовна
ИздательствоМ.: Логос
Страниц372
ID590588
АннотацияВ книге раскрыты ключевые аспекты национальной оценки учебных достижений.
Кому рекомендованоДля рукодителей органов управления образования и учебных заведений, педагогов и методистов, для научных работников, изучающих проблемы оценки учебных достижений и педагогических измерений
ISBN978-5-98704-643-2
УДК378
ББК74.58
Грини, В. Проведение национальной оценки учебных достижений / Т. Келлаган; ред. М.Б. Челышкова; пер. А. Мусин; В. Грини .— Москва : Логос, 2014 .— 372 с. : ил. — (Национальная оценка учебных достижений) .— ISBN 978-5-98704-643-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/590588 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

WesVar является зарегистрированным торговым знаком компании Westat. <...> Выражение признательности Научные консультанты, переводчики, редакторы Издательской группы «Логос» выражают признательность Московскому представительству Международного банка реконструкции и развития, особенно Исааку Фрумину и Тиграну Шмису, за помощь и поддержку в подготовке и выпуске этой книги и всей серии книг «Национальная оценка учебных достижений». <...> 257 Использование программы Access для выявления повторяющихся идентификаторов (ID) . <...> 259 Использование программы Access для выявления дублирования имен . <...> ЧИСТКА ДАННЫХ И УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ: ПАПКИ И ФАЙЛЫ . <...> ОЦЕНИВАНИЕ ОШИБОК ВЫБОРКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВТОРНЫХ ВЫБОРОК . <...> СОЗДАНИЕ ЗОН ДЖЕКНАЙФ И ПОВТОРОВ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВ ДЖЕКНАЙФ . <...> Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: распределение объектов в файлах по школам . <...> Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: объединение файлов по школам и по распределению школ . <...> Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: отбор школ . <...> Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: идентификация подходящих классов . <...> Ввод данных национальной оценки в кодовую книгу . <...> Ввод данных по тестовым заданиям в поля базы данных . <...> Оценка дисперсии по методу Джекнайф для выборки, сформированной по методу ВПР . <...> Простая случайная выборка школ без возвращения . <...> Типичные переменные, используемые или упоминаемые в национальном оценивании . <...> 358 ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Выход в свет в переводе на русский язык серии из пяти книг «Национальная оценка учебных достижений», подготовленной под эгидой Центра международного сотрудничества по развитию образования и Международного банка реконструкции и развития, представляет собой важную веху в реформировании системы образования Российской Федерации. <...> 18 ПРЕДИСЛОВИЕ <...>
Проведение_национальной_оценки_учебных_достижений.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.365
Стр.366
Стр.367
Стр.368
Стр.369
Стр.370
Стр.371
Стр.372
Проведение_национальной_оценки_учебных_достижений.pdf
Проведение национальной оценки учебных достижений Implementing a National Assessment of Educational Achievement
Стр.1
NationalAssessmentsofEducationalAchievement VOLUME3 Implementing a National Assessment of Educational Achievement Editors VincentGreaney ThomasKellaghan THEWORLDBANK Washington,DC
Стр.2
Национальнаяоценачебныхдостижений Винсент Грини, Томас Келлаган Проведение национальной оценки учебных достижений КНИГА 3 Москва Логос 2014
Стр.3
УДК 378 ББК 74.58 Ã85 Издание подготовлено при поддержке Международного банка реконструкции и развития Перевод подготовлен по инициативе Центра международного сотрудничества по развитию образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Грини, Винсент Г85 Проведение национальной оценки учебных достижений / Винсент Грини, Томас Келлаган; пер. с англ. А. Мусина; íàó÷. ðåä. Ì.Á. Челышковой. – Ì.: Ëîãîñ, 2014. – 372 ñ.: èë. – (Национальная оценка учебных достижений). ISBN 978-5-98704-643-2 Раскрыты ключевые аспекты проведения национальной оценки учебных достижений. Рассмотрены ее логистика, начиная с дизайна и планирования, отбора персонала, объектов и оборудования вплоть до предъявления тестов в школах. Охарактеризована методология формирования выборки обучаемых для национальной оценки учебных достижений. Представлены подготовка и валидизация данных оценки учебных достижений. Освещены вопросы взвешивания, оценивания и ошибок выборки. Для организаторов и участников национальной оценки учебных достижений, руководителей органов управления образованием и учебных заведений, методистов и педагогов. Может использоваться в учебном процессе вузов, учебных подразделениях повышения квалификации и переподготовки кадров по педагогическим направлениям (специальностям), а также в области менеджмента в сфере образования. Представляет интерес для научных работников, изучающих проблемы оценки учебных достижений и педагогических измерений. УДК 378 ББК 74.58 ISBN 978-5-98704-643-2 © Международный банк реконструкции и развития/ Всемирный áàíê, 2008, 2011 © Ëîãîñ, 2014
Стр.4
1818 H Street, NW Washington, DC 20433 Telephone: 202-473-1000 Internet: www.worldbank.org Все права защищены 1 2 3 4 15 14 13 12 Данная книга подготовлена сотрудниками Всемирного банка при участии сторонних авторов. Представленные в данной книге факты, их трактовка и выводы не обязательно отражают точку зрения Всемирного банка, исполнительных директоров Всемирного банка или правительств государств, которые они представляют. Всемирный банк не гарантирует точности данных, приведенных в данной книге. Национальные границы, цвета, обозначения и прочая информация на картах, включенных в настоящее издание, не являются выражением мнения Всемирного банка относительно правового статуса какой-либо территории либо поддержки или признания границ. Авторское право и разрешение на воспроизведение Данная работа защищена законодательством об авторских правах. Всемирный банк приветствует распространение знаний, которыми он обладает, поэтому данная работа может быть воспроизведена, частично или полностью, для использования в некоммерческих целях при условии указания ссылки на источник. Для получения разрешения на воспроизведение любой части данной публикации в коммерческих целях необходимо направить запрос с предоставлением полной информации в Центр по проверке авторских прав (The Copyright Clearance Center Inc.) по адресу: 222 Rosewood Drive, Danvers, MA 01923, USA; телефон: 978-750-8400; факс: 978-750-4470; Интернет: www.copyright.com. Все остальные запросы, связанные с получением прав и лицензий, в том числе субсидиарных прав, следует направлять в Отдел публикаций Всемирного банка (The Offi ce of the Publisher, The World Bank) по адресу: 1818 H Street NW, Washington, DC 20433, USA; факс: 202-522-2422; адрес электронной почты: pubrights@worldbank.org. ISBN (печатный вариант): 978-0-8213-8589-0 ISBN (электронная версия): 978-0-8213-8590-6 DOI: 10.1596/978-0-8213-8589-0 Дизайн обложки: Naylor Design (г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) Access, Excel, Offi ce, Windows и Word являются зарегистрированными торговыми знаками или марками корпорации Microsoft в США и/или других странах. SPSS является зарегистрированным торговым знаком компании IBM. WesVar является зарегистрированным торговым знаком компании Westat.
Стр.5
Выражение признательности Научные консультанты, переводчики, редакторы Издательской группы «Логос» выражают признательность Московскому представительству Международного банка реконструкции и развития, особенно Исааку Фрумину и Тиграну Шмису, за помощь и поддержку в подготовке и выпуске этой книги и всей серии книг «Национальная оценка учебных достижений». Мы благодарим В.А. Болотова, вице-президента Российской академии образования, и В.А. Мау, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, которые направляли наши усилия на достижение целей, имеющих исключительное значение для реформирования российской системы образования. Высокой оценки заслуживает вклад Центра международного сотрудничества по развитию образования в лице научного руководителя А.Е. Волкова, который выступил инициатором перевода книг по оценке учебных достижений на русский язык.
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ .......................................... 17 ПРЕДИСЛОВИЕ ...................................................................................... 25 ОБ АВТОРАХ И РЕДАКТОРАХ ............................................................... 29 БЛАГОДАРНОСТИ.................................................................................. 33 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ....................................................................... 35 ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................. 37 ЧАСТЬ I ЛОГИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ............................................ 47 Сара Дж. Хауи, Сильвия Акана ГЛАВА1. ПОДГОТОВКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ДИЗАЙН И ПЛАНИРОВАНИЕ.............................................. 49 Национальный руководящий комитет ........................... 49 Дизайн мероприятий по национальной оценке ................................................... 51 Планирование ..................................................................... 52 Бюджетирование ................................................................ 54
Стр.7
8 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 2. ПЕРСОНАЛ, ОБЪЕКТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ................................................ 59 Требования к персоналу .................................................... 60 Объекты и оборудование .................................................. 75 ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ПРЕДЪЯВЛЕНИЮ ТЕСТОВ В ШКОЛАХ ............................................................. 79 Установление контакта со школами ............................... 80 Организация инструментария ......................................... 82 Подготовка школ ................................................................ 85 ГЛАВА 4. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ТЕСТОВ В ШКОЛАХ .............................. 89 Администратор по тестированию ................................... 89 Основные проблемы, связанные с предъявлением тестов .................................................... 93 Гарантии качества .............................................................. 95 ГЛАВА 5. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ В ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ТЕСТОВ ............................................... 99 Оценивание результатов тестирования ......................... 99 Регистрация данных ........................................................ 103 Анализ данных .................................................................. 106 Составление отчетов ....................................................... 109 ЧАСТЬ II МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРОК ПО ШКОЛАМ ........ 113 Жан Дюмей, Дж. Хьюард Гоф ГЛАВА 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПУЛЯЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНТЕРЕС ............................................................................ 115 ГЛАВА 7. СОЗДАНИЕ ФРЕЙМА ВЫБОРКИ ..................................... 119 Фрейм выборки ................................................................ 119 «Зонтичное» (всеобъемлющее) кейс-исследование ............................................................ 123 ГЛАВА 8. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЫБОРОК ..................................... 131 Простая случайная выборка ........................................... 132 Систематическая случайная выборка ........................... 134
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ 9 Кластерная выборка ........................................................ 136 Стратификация ................................................................ 141 Разбиение выборки на страты ...................................... 148 Формирование выборки вероятностно-пропорциональным методом ............... 154 Многостадийная выборка ............................................... 156 Описание выборки ........................................................... 157 ПРИЛОЖЕНИЕ II.A. ПАПКИ И ФАЙЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРКИ .................................. 173 ЧАСТЬ III ПОДГОТОВКА И ВАЛИДАЦИЯ ДАННЫХ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ ..... 177 Крис Фримен, Кейт О’Мелли ГЛАВА 9. КОДОВЫЕ КНИГИ .............................................................. 183 ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ ................................................ 191 Ввод данных ...................................................................... 191 Подготовка шаблона для ввода данных в приложении Misrosoft Access ....................................... 197 Ввод информации в поля пустой таблицы ................... 199 Создание дополнительных полей .................................. 202 Подготовка таблицы для ввода данных по заданиям теста ............................................................. 206 ГЛАВА 11. ВЕРИФИКАЦИЯ ДАННЫХ ................................................ 227 Документирование ........................................................... 227 Совместимость файлов ................................................... 228 Внутрифайловая совместимость ................................... 231 Создание новых переменных ......................................... 239 ГЛАВА 12. ИМПОРТ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАННЫХ ............................ 241 Риски при передаче данных из одной программы в другую ....................................... 241 Экспорт данных из SPSS в Access ................................... 243 Импорт других данных .................................................... 243
Стр.9
10 СОДЕРЖАНИЕ Объединение данных из нескольких таблиц с помощью запросов Access ............................................ 247 Контроль над версиями ................................................... 252 Информационная безопасность данных ...................... 252 ГЛАВА 13. ДУБЛИРОВАНИЕ ДАННЫХ .............................................. 257 Использование программы Access для выявления повторяющихся идентификаторов (ID) ....................... 257 Анализ дублированных записей ..................................... 259 Использование программы Access для выявления дублирования имен .......................................................... 262 ПРИЛОЖЕНИЕ III.A. ЧИСТКА ДАННЫХ И УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ: ПАПКИ И ФАЙЛЫ ......................................... 269 ЧАСТЬ IV ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК И ВЫБОРОЧНЫХ ОШИБОК ............................................................................................... 273 Жан Дюмей, Дж. Хьюард Гоф ГЛАВА 14. ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЫБОРОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ .... 275 Дизайн выборочных коэффициентов ......................... 275 Подбор выборочных коэффициентов для пропусков в ответах .................................................. 286 Экспорт и импорт уточненных данных ........................ 301 Постстратификация: использование вспомогательной информации для повышения точности оценок путем коррекции оценочных весов .......................................... 301 ГЛАВА 15. ВЫЧИСЛЕНИЕ ОЦЕНОК И ИХ ОШИБОК ВЫБОРКИ ДЛЯ ПРОСТЫХ СЛУЧАЙНЫХ ВЫБОРОК ....................... 309 Получение общих оценок по популяции ...................... 311 Приближенное оценивание среднего по популяции ..... 316 Оценивание пропорций популяции ............................. 317 Оценивание подгрупп популяции ................................. 317 Заключение ....................................................................... 319
Стр.10
СОДЕРЖАНИЕ 11 ГЛАВА 16. ВЫЧИСЛЕНИЕ ОЦЕНОК И ОШИБОК В КОМПЛЕКСНЫХ ВЫБОРКАХ ........................................ 321 ГЛАВА 17. ОСОБЫЕ ВОПРОСЫ ......................................................... 333 Отсутствующие ответы ................................................... 333 Стратификация, сортировка фрейма и формирование выборок ............................................... 335 Школы с высокой численностью учащихся ................. 337 Школы с низкой численностью учащихся ................... 339 Стандарты для принятия решений об адекватности пропорций полученных ответов ........... 344 ПРИЛОЖЕНИЕ IV.A. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОЦЕНОК ................................................... 345 ПРИЛОЖЕНИЕ. IV.Б. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ ДЛЯ ПСВ ИЗ 400 УЧАЩИХСЯ, С ДАННЫМИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ................................... 347 ПРИЛОЖЕНИЕ IV.В. ОЦЕНИВАНИЕ ОШИБОК ВЫБОРКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВТОРНЫХ ВЫБОРОК ................................................... 351 Использование метода формирования повторных выборок .............................................................................. 352 Использование оценки Джекнайф ................................ 353 ПРИЛОЖЕНИЕ IV.Г. СОЗДАНИЕ ЗОН ДЖЕКНАЙФ И ПОВТОРОВ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВ ДЖЕКНАЙФ ...... 359 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................... 370 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2.1. Системы нумерации, используемые для проведения национальной оценки ........................... 67 2.2. Требования по размещению ...................................... 76 3.1. Образец письма для школы ....................................... 81 3.2. Упаковка инструментария ......................................... 86 4.1. Форма наблюдения за учащимися ............................ 92 4.2. Форма предъявления тестов ...................................... 96 4.3. Примеры вопросов для наблюдателей по обеспечению качества TIMSS ..................................... 97 5.1. Форма отслеживания инструментария .................. 100
Стр.11
12 СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ 7.1. Начало работы ........................................................... 125 8.1. Расчет размера выборки и распределение объектов для страты ........................................................ 151 8.2. Формирование ПСВ из 400 учащихся .................... 158 8.3. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: распределение объектов в файлах по школам ... 161 8.4. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: объединение файлов по школам и по распределению школ ............................................... 162 8.5. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ÂÏÐ: отбор школ .............................................................. 163 8.6. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ÂÏÐ: идентификация подходящих классов ................. 165 8.7. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ÂÏÐ: чистка фрейма выборки ........................................ 167 8.8. Стратифицированная выборка школ без возвращения, сформированная по методу ВПР: чистка фрейма выборки: выбор одного класса из каждой школы .................................................. 168 9.1. Ввод данных национальной оценки в кодовую книгу ................................................................. 190 10.1. Создание базы данных ............................................ 193 10.2. Создание переменных в базе данных ................... 199 10.3. Создание дополнительных полей в базе данных .................................................................... 202 10.4. Установка значения по умолчанию ...................... 205 10.5. Использование правила валидизации и свойства валидизирующего сообщения ................... 207 10.6. Ввод данных по тестовым заданиям в поля базы данных ......................................................... 211 10.7. Создание формы ...................................................... 214
Стр.12
СОДЕРЖАНИЕ 13 10.8. Изменение шаблона формы .................................. 216 10.9. Ввод данных в форму .............................................. 218 10.10. Импорт данных в программу SPSS ...................... 224 11.1. Верификация данных в программе Excel ............ 229 11.2. Использование команды Frequency (×àñòîòíîñòü) в программе SPSS ................................... 234 11.3. Использование команды Frequency (Частотность) для нахождения пропущенных значений ............................................................................ 237 12.1. Экспорт данных из SPSS в Access .......................... 244 12.2. Импорт данных по школам в Access ..................... 246 12.3 Создание простого запроса в приложении Access .................................................................................. 248 13.1. Создание запроса «Поиск повторений» в приложении Access ........................................................ 258 13.2. Использование запроса «Поиск повторений» для поиска повторяющихся имен учащихся .................................................................. 263 14.1. Весовой коэффициент в простой случайной выборке из 400 учащихся ................................................ 277 14.2. Высокий коэффициент в выборке школ и êëàññîâ, сформированной по методу ВПР ............... 280 14.3. Суммирование результатов тестирования в простой случайной выборке из 400 учащихся .......... 282 14.4 . Суммирование результатов тестирования для дизайна выборки по методу ВПР ............................ 284 14.5. Коррекция весов на отсутствие ответов в простой случайной выборке из 400 учащихся .......... 290 14.6. Коррекция весов на отсутствие ответов в выборке ВПР .................................................................. 296 15.1. Получение оценок по ПСВ из 400 учащихся ................................................................ 311 16.1. Оценка дисперсии по методу Джекнайф для выборки, сформированной по методу ВПР ................................................................... 323 16.2. Оценивание гендерных различий по результатам тестирования по математике ............. 326
Стр.13
14 СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКИ 6.1. Процент учащихся в желаемой, уточненной и достигнутой аудиториях .............................................. 118 7.1 . Карта Сентца ............................................................. 124 8.1. Простая случайная выборка школ без возвращения ............................................................... 133 8.2. Систематическая случайная выборка школ .......... 136 8.3. Кластерная выборка школ ....................................... 137 8.4. Стратифицированная случайная выборка школ ... 143 8.5. Многостадийная выборка ........................................ 158 8.6. Выдержка данных ...................................................... 164 8.7. Фрейм классов ........................................................... 166 II.A.1. Структура папок и файлов для формирования âûáîðêè.................................................. 176 9.1. Образец обложки тестового буклета ...................... 185 9.2. Кодовая книга для анкет с демографической (áèîãðàôè÷åñêîé) информацией об учащихся ........... 188 9.3. Кодовая книга по тестам для заданий по математике в 3 «À» классе .......................................... 189 10.1 Шаблон для ввода данных (Access 2007) ............... 192 12.1. Сообщение о монопольном äîñòóïå..................... 254 13.1. Отображение повторяющихся записей .............. 260 13.2. Документирование исправления ошибок в идентификаторах учащихся ........................................ 261 13.3. Удаление записи ...................................................... 261 13.4. Одинаковые идентификаторы у двух учащихся ............................................................................ 262 13.5. Документирование исправления ошибок в идентификаторах учащихся ........................................ 262 III.A.1. Структура каталога файлов по чистке данных и управлению данными ..................................... 271 IV.Ã.1. Список доступных переменных ......................... 364 IV.Ã.2. Зоны Джекнайф по программе WesVar ............ 366 IV.Ã.3. Повторные веса по программе WesVar ............ 366 IV.Ã.4. Создание меток в программе WesVar ................ 368 IV.Ã.5. Окно открытия файла в программе WesVar .... 369
Стр.14
СОДЕРЖАНИЕ 15 ТАБЛИЦЫ 1.1. Выдержки из проектного плана национальной оценки ....................................................... 55 1.2. Контрольный список по финансированию национальной оценки ....................................................... 57 2.1. Преимущества и недостатки различных категорий персонала при предъявлении тестов ........... 72 3.1. Форма по наблюдению за школами при проведении национальной оценки ......................... 83 3.2. Контрольный список по упаковке ............................ 88 5.1. Макет таблицы для ввода данных о преподавателях начальной школы ............................. 110 7.1. Важнейшие элементы фрейма выборки для национальной оценки ............................................... 121 II.A.1. Описание содержимого папок ............................ 173 9.1. Объяснение наименований столбцов в кодовой книге ................................................................ 186 10.1. Типичные переменные, используемые или упоминаемые в национальном оценивании ........ 198 III.À.1. Задания .................................................................. 270 III.À.2. Ответы к заданиям .............................................. 270 14.1. Стратифицированная простая случайная выборка с равным распределением между стратами ................................................................. 278 14.2. Стратифицированная простая случайная выборка: городская и сельская популяции, размеры выборок и число ответивших ........................ 294 14.3. Стратифицированная простая случайная выборка: городская и сельская популяции, размеры выборок, число ответивших и вес, скорректированный на отсутствие ответов ................ 294 14.4. Исследование øêîë: постстратификация распределения персонала по гендерному признаку .................................................. 304 14.5. Оценки, полученные в исследовании и скорректированные для отсутствующих ответов .... 305
Стр.15
16 СОДЕРЖАНИЕ 14.6. Оценки в исследовании после коррекции для отсутствующих ответов до и после постстратификационной êîððåêöèè............................ 308 17.1. Фрейм выборки с чередующимся порядком измерений размера от страты к страте ........................ 337 17.2. Фрейм выборки из 10 школ и соответствующие весовые коэффициенты для этих школ .................................................................... 338 17.3. Скорректированный фрейм выборки ................. 339 17.4. Фрейм выборки ....................................................... 341 17.5 Измененный фрейм выборки ................................ 343 IV.Á.1. Данные по Ñåíòöó, полученные по генеральной совокупности ....................................... 348 IV.Б.2. Сравнение оценок, полученных по простой случайной выборке с использованием и без использования весов, с данными генеральной совокупности по состоянию на начало учебного года .................................................. 348 IV.Б.3. Сравнение оценок, полученных для простой случайной выборки с использованием и без использования весов, с данными генеральной совокупности по состоянию на момент оценки ............................................................. 349 IV.В.1. Приближенная оценка выборочной дисперсии Y по методу повторных выборок ................ 353 IV.В.2. Подготовка к определению дисперсии по методу расщепления выборки .................................. 356 IV.В.3. Оценивание выборочной дисперсии при использовании метода Джекнайф ......................... 358
Стр.16
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Выход в свет в переводе на русский язык серии из пяти книг «Национальная оценка учебных достижений», подготовленной под эгидой Центра международного сотрудничества по развитию образования и Международного банка реконструкции и развития, представляет собой важную веху в реформировании системы образования Российской Федерации. Благодаря этому уникальному изданию учителя и преподаватели, методисты, руководители учебных заведений, специалисты органов управления ими, правительственные учреждения, да и все наше общество в целом получили надежный, объективный и, что весьма существенно, признанный в мире инструментарий оценки результатов обучения всех категорий учащихся с первого класса общеобразовательных школ до выпускного курса вузов. Уместно предположить, что издание серии книг «Национальная оценка учебных достижений» на русском языке будет полезно для педагогических кадров и сотрудников органов управления систем образования стран – участниц СНГ. Тем более что во многих странах Содружества решаются те же проблемы, что и в России, а в некоторых из них широко используется русский язык, в том числе в сфере образования.
Стр.17
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.Г. СОЗДАНИЕ ЗОН ДЖЕКНАЙФ И ПОВТОРОВ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВ ДЖЕКНАЙФ 365 Сохраните файл в папке МОИРЕШВЫБ. Вы можете использовать прежнее имя файла, так как формат и расширение файлов WesVar уникальны, поэтому их нельзя спутать с исходными файлами формата SPSS. 6. Прежде чем программа WesVar сможет выводить таблицы, она должна определить повторные веса, чтобы оценить ошибку выборки. В том же окне нажмите кнопку Шкала или выберите команды Data – Create weights (Äàííûå – Создание âåñîâ). Перенесите переменную ЗОНАДН из поля Source Variables (Âõîäíûå переменные) в поле VarStrat (VarÑòðàòà), перенесите переменную РЕПДН в поле VarUnit (VarÎáúåêò) и выберите опцию JK2 (ÄÍ2) в поле Method (Ìåòîä). Если вы сразу нажмете ОК, переменным будет присвоен префикс по умолчанию RPL (т.е. повтор), но вы можете изменить его на ÄÍ, как показано на ðèñ. IV.Ã.2. Нажмите ОК и разрешите программе сохранить файл поверх старого файла. 7. Программа WesVar вывела веса репликации для оценки ошибки выборки, и теперь файл отображается на экране так, как показано на ðèñ. IV.Ã.3. 8. В том же окне нажмите кнопку Recode (Ïåðåêîäèðîâàòü) (т.е. кнопку со стрелкой вниз, расположенную в верхней части ýêðàíà) или выберите команды Format – Recode (Форматировать – Перекодировать). 9. Нажмите кнопку New Continuous (to Discrete) (Íîâàÿ непрерывная переменная (Создать дискретную переменную)), чтобы преобразовать результаты по математике в двоичную переменную для проведения различий между учащимися с результатами выше и ниже 230 баллов. 10. В поле New variable name (Èìÿ новой переменной) укажите имя ÌÀÒ230. Выделите в поле Source Variables (Âõîäíûå переменные) переменную МАТ и нажмите кнопку >, чтобы перенести ее в поле Range of Original Variables (Äèàïàçîí исходных ïåðåìåííûõ). В поле Range of original variables
Стр.365
366 ПРОВЕДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Рис. IV.Г.2 Зоны Джекнайф по программе WesVar Источник: пример составлен автором в программе WesVar. Рис. IV.Г.3 Повторные веса по программе WesVar Источник: пример составлен автором в программе WesVar.
Стр.366
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.Г. СОЗДАНИЕ ЗОН ДЖЕКНАЙФ И ПОВТОРОВ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВ ДЖЕКНАЙФ 367 (Диапазон исходных переменных) введите формулу >=230 и укажите значение 1 для переменной МАТ230. 11. Переместите курсор во вторую строку и под формулой ÌÀÒ>=230 введите формулу MATH<230 и назначьте для нее код 0. 12. Нажмите ОК и снова нажмите ОК, чтобы завершить создание двоичной переменной. Сохраните файл под тем же именем. 13. В том же окне выберите команды Format – Label (Форматировать – Ìåòêè). 14. В поле Source Variables (Âõîäíûå переменные) выделите переменную ПОЛ. Укажите Девочка в качестве метки для значения 0 и Мальчик в качестве метки для значения 1; укажите Всего в качестве метки для значения Marginal (Предельное çíà÷åíèå) (ðèñ. IV.Ã.4). 15. В поле Source Variables (Âõîäíûå переменные) выделите переменную МАТ230. Укажите Результат по математике ниже 230 в качестве метки для значения 0 и Результат по математике от 230 баллов в качестве метки для значения 1; укажите Всего в качестве метки для значения Marginal (Предельное значение). 16. В поле Source Variables (Âõîäíûå переменные) выделите переменную ОТВ. Укажите Нереспондент в качестве метки для значения 0 и Участник в качестве метки для значения 1; укажите Всего в качестве метки для значения Marginal (Предельное значение). 17. Нажмите кнопку ОК и сохраните файл (поверх старого файла) в папке …\МОИРЕШВЫБ. 18. Закройте это îêíî. Любые изменения (такие как: перекодировка или форматирование) могут вводиться через это окно путем нажатия кнопки Open WesVar Data File (Îòêðûòü файл данных WesVar), расположенной в левой части экрана WesVar, и выбора нужного файла.
Стр.367
368 ПРОВЕДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Рис. IV.Г.4 Создание меток в программе WesVar Источник: пример составлен автором в программе WesVar. Для расчета переменных нажмите кнопку New WesVar Workbook (Íîâàÿ рабочая книга WesVar), расположенную в правой части экрана программы WesVar (ðèñ. IV.Ã.5). Вы можете найти полезную информацию в руководстве пользователя программы WesVar. Теперь вы можете вернуться к заданию 16.1.
Стр.368
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.Г. СОЗДАНИЕ ЗОН ДЖЕКНАЙФ И ПОВТОРОВ, ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВ ДЖЕКНАЙФ 369 Рис. IV.Г.5 Окно открытия файла в программе WesVar Источник: пример составлен автором в программе WesVar.
Стр.369
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Anderson, P., and G. Morgan. 2008. Developing Tests and Questionnaires for a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank. Cartwright, F., and G. Shiel. Forthcoming. Analyzing Data from a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank. Cochran, W. G. 1977. Sampling Techniques. 3rd ed. New York: Wiley. Greaney, V., and T. Kellaghan. 2008. Assessing National Achievement Levels in Education. Washington, DC: World Bank. Howie, S. J. 2004. “Project Plan.” Unpublished document, Centre for Evaluation and Assessment, Pretoria. Ilon, L. 1996. “Considerations for Costing National Assessments. ” In National Assessment: Testing the System, ed. P. Murphy, V. Greaney, M. E. Lockheed, and C. Rojas, 69–88. Washington, DC: World Bank. Kellaghan, T., V. Greaney, and T. S. Murray. 2009. Using the Results of a National Assessment of Educational Achievement. Washington, DC: World Bank. Keyfitz, N. 1957. “Estimates of Sampling Variance Where Two Units Are Selected from Each Stratum.” Journal of the American Statistical Association 52 (280): 503–12.
Стр.370
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 371 Kish, L. 1965. Survey Sampling. New York: Wiley. Lehtonen, R., and E. J. Pahkinen. 1995. Practical Methods for the Design and Analysis of Complex Surveys. New York: Wiley. Lohr, S. L. 1999. Sampling: Design and Analysis. Pacific Grove, CA: Duxbury Press. TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study). 1998a. Manual for Entering the TIMSS-R Data (Doc. Ref. No. 98-0028). Chestnut Hill, MA: International Study Center, Boston College. ———. 1998b. Manual for International Quality Control Monitors (Doc. Ref. No. 98-0023). Chestnut Hill, MA: International Study Center, Boston College. ———. 1998c. Sampling Design and Implementation for TIMSS 1999 Countries: Survey Operational Manual (Doc. Ref. No. 98-0026). Chestnut Hill, MA: International Study Center, Boston College. UNESCO (United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization). 1997. International Standard Classification of Education ISCED. Paris: UNESCO.
Стр.371
Научное издание Национальная оценка учебных достижений Грини Винсент Келлаган Томас ПРОВЕДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Выпускающий редактор Ю.П. Голобокова Редактор О.С. Маврицына Корректор Е.Б. Гранина Компьютерная верстка А.Б. Дунаевой Оформление А.П. Ероховой Подписано в печать 28.02.2014. Формат 70õ100/16. Печать îôñåòíàÿ. Бумага îôñåòíàÿ. 23,25 ïå÷. ë. Тираж 3000 ýêç. Заказ Издательская группа «Логос» 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31, офис 305 Тел.: (495) 981-51-12; 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.372