Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация и руководство народным художественным творчеством : учебное пособие. Направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Квалификация выпускника – академический бакалавр (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБашлай О. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц295
ID578747
АннотацияПособие отражает комплексное представление о русской традиционной музыкальной культуре и включает сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии, этнографии. В пособии дается описание различных жанров народного музыкального искусства основных этнокультурных зон России. Предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность, профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность, профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга»
УДК316.7:37.04:377:392/398:7.06:7
ББК60.56: 74.268.53: 85.313
Башлай, О. В. Организация и руководство народным художественным творчеством : учебное пособие. Направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Квалификация выпускника – академический бакалавр / О. В. Башлай .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 295 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578747 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

При этом первые записи напевов в большинстве своем были еще весьма несовершенны. <...> Научно полноценные записи старинных русских народных песен появляются во второй половине XIX века (в особенности с того времени, когда для фиксации народных напевов была применена звукозаписывающая аппаратура). <...> На основании собранных в течение последнего времени научно полноценных запи- 7 - сей народных напевов в настоящее время можно составить ясное представление о различных по своему хронологическому происхождению и музыкально-стилистическим особенностям «песенных пластах», сохранившихся в памяти и устном песенном репертуаре народных певцов XIX и XX веков, и в связи с этим – также и о различных этапах исторического развития русского народного музыкального творчества. <...> Исходя из характера идейного содержания и поэтических образов той или иной группы песен, рассматриваемых в тесной связи со стилистическими особенностями их мелодического склада, всегда можно с большей или меньшей точностью установить приблизительное время возникновения отдельных песенных жанров, равно как и характер позднейших «наслоений», которые иногда содержатся в текстах и напевах отдельных песен. <...> К этому времени относится постепенное образование национально-своеобразного мелодического и многоголосного стиля русской народной песенной культуры, - 8 - а также основных классических песенных жанров: песен исторических, протяжных, лирических и скорых (хороводных, плясовых, шуточных). <...> В оперных и симфонических произведениях русских композиторов-классиков широко и богато развиваются те же в своей основе идеи и музыкально-поэтические образы, которые в народном искусстве существуют в лаконичных, но глубоко впечатляющих образах песен, причитаний, эпических сказов и других родов песенного творчества. <...> Следует особенно подчеркнуть, что и композиторы-классики, и передовые представители русской музыкальной критики прекрасно сознавали <...>
Организация_и_руководство_народным_художественным_творчеством_учебное_пособие._Направление_подготовки_51.03.03_–_Социально-культурная_деятельность._Профиль_подготовки_«Социально-культурные_технологии__titlebreak_ификация_выпускника_–_академический_бакалавр.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. В. Башлай ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность Профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» Квалификация выпускника – академический бакалавр Ставрополь 2015 - 1 -
Стр.1
УДК 316.7: 37.04: 377: 392/398 : 7.06: 78 (045.8) ББК 60.56: 74.268.53: 85.313(Рос) я73 Б 33 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, профессор В. В. Волкова, д-р филос. наук, профессор Н. Н. Миклина Башлай О. В. Б 33 Организация и руководство народным художественным творчеством: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015 – 295 с. Пособие отражает комплексное представление о русской традиционной музыкальной культуре и включает сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии, этнографии. В пособии дается описание различных жанров народного музыкального искусства основных этнокультурных зон России. Предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность, профиль подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». УДК 316.7: 37.04: 377: 392/398 : 7.06: 78 (045.8) ББК 60.56: 74.268.53: 85.313(Рос) я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 - 2 -
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Эстетические представления и образцы народного творчества занимают значительное место в формировании художественной культуры современной молодежи. Образцы народного художественного творчества – это наше культурное наследие, и живое развивающееся искусство, которое активно используется в образовательном процессе и представлено ежегодными международными и всероссийскими фестивалями и конференциями, отражающими работу современных мастеров. Необходимость совершенствования работы по введению организации и руководству народным художественным творчеством в образовательный процесс является насущной проблемой сегодняшнего дня, поскольку заложенная в народном творчестве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современной молодежи, духовности и нравственности. Понимание образцов народного творчества и их роли в жизни человека – это художественная культура отдельной личности и составная часть педагогической культуры, позволяющей использовать развивающие возможности организации и руководства народного художественного творчества в учебно-воспитательном процессе образования студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Учебное пособие посвящено решению актуальной проблемы музыкально-педагогической науки и практики – повышению качества подготовки молодого поколения к развитию народнопесенного творчества в нашей стране. Система музыкального образования студентов и пути ее совершенствования, особенно в области этнических форм культуры, являются сегодня приоритетными в силу сложившейся культурной, экономической и социальнополитической ситуации в России. Пособие освещает основные проблемы музыкальной фольклористики и этнографии. Необходимость этого курса для студентов обусловлена настоятельной потребностью в подготовке руководителей хоровых коллективов широкого профиля. Изучение дисциплин, касающихся народной музыкальной культуры, необходимо также работникам учреждений культуры и научным ра- 3 -
Стр.3
ботникам, которые по роду своей деятельности должны привлекать разнообразные этнографические, фольклорные материалы. Автор в разработанном им лекционном курсе рассматривает основную часть источников о русской традиционной музыкальной культуре, используя при этом сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии и этнографии. Целью освоения дисциплины является изучение периодов истории русского фольклора от его зарождения до современности. Характеристика традиционных родов и жанров (былин, исторических, балладных, лирических песен, городских романсов, обрядового фольклора и т.д.) рассматривается в контексте древних мифов, старинных обрядов, быта новейшего времени, в соединении с другими видами искусства – хореографией, актерской игрой, музыкой. Курс дает основы необходимых исторических и теоретических знаний. Его прохождение позволяет более глубоко понять региональные певческие стили, освоить народно-певческую манеру интонирования. Курс логически и содержательно-методически взаимосвязан с дисциплинами: – профессионального цикла: «История музыки», «Теория и история социально-культурной деятельности», «Педагогика досуга», «Социально-культурная работа за рубежом», «История искусств», «Теория и история культуры», «Фольклористика», «Этнопедагогика»; – цикла истории и теории музыкального искусства: «Массовая культура», «Сценарно-режиссерские основы», «Культурное взаимодействие народов Северного Кавказа». Изучение данной дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетенций, полученных студентами при изучении предметов «Сольное народное пение» и «Вокальный ансамбль» в средних специальных учебных заведениях или в детских музыкальных школах. Народное художественное творчество ведется на подлинном фольклорном материале – песенном и инструментальном. Студенты знакомятся с лучшими образцами фольклора в исполнении мастеров народного пения. Курс дает полноценную комплексную возможность решить следующие задачи: - 4 -
Стр.4
– получить базовые представления об основных жанрах народного песенного наследия; – ознакомиться с историей и современным состоянием отечественного народного музыкального творчества в ее связи с содержанием произведения; – повысить профессиональный уровень работы с различными типами учебно-методических и научно-исследовательских источников; – научиться использовать полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения профессионально-ориентированной и педагогической практик, а также уметь применять полученные навыки в процессе реализации собственного профессионального опыта в творческой культурной деятельности. Автор стремится к тому, чтобы пособие по возможности отражало комплексное представление о русской традиционной музыкальной культуре, которое сложилось на сегодняшний день в гуманитарной науке. Традиционная культура является исторической основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного мира. Возникновению ее предшествовал многовековой опыт собирания произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Следует отметить творчество крупнейших представителей фольклористики в России: А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, П.В. Киреевский, А.Н. Пыпин и др. Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений музыкального народного творчества, осознать их образный смысл, важно студентам самостоятельно изучать их роль в традиционной культуре. На Ставрополье к настоящему времени собраны новейшие звукозаписи русского музыкального фольклора из 26 районов (Изобильнеский; Левокумский; Кировский; Новоалександровский, Апанасенковский; Предгорненский; Благодарненский; Георгиевский; Грачевский; Труновский, Курской, Шпаковский и др.районы). Заметный вклад в развитие народного музыкального творчества Ставропольского края внесли своей собирательской деятельностью В. Щуров, В. Скунцев, Л. Якоби, В. Чернявский, И. Ковальчук, Л. Бобрышова, также студенты Ставропольского государственного университета (в настоящее - 5 -
Стр.5
время ФГОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет») под руководством О.В. Башлай собирали фольклор и др. Каждый из представленных видов источников имеет свою специфику, способствует разработке на своем материале теоретических вопросов и методов, овладение которыми является необходимой самостоятельной работой студентов. С этой целью в учебный курс в доступной форме включены современные научные сведения из различных отраслей знания, которые занимаются изучением традиционной культуры: музыкальной фольклористики, филологии, этнопедагогики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиной: ОК-1 – владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-3 – быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ПК-3 – быть готовым осуществлять педагогическое управление и программирование развивающих форм социальнокультурной деятельности всех возрастных групп населения, организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; ПК-12 – быть способным к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры. Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями основных образовательных программ бакалавриата согласно ФГОС ВПО, содержит информационный и учебно-методический материал по курсу «Организация и руководство народным художественным творчеством» и предназначено для студентов академического бакалавриата направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Изучение дисциплины способствует полноценной работе студентов в подготовке дипломных программ, курсовых работ и рефератов. - 6 -
Стр.6