УДК 005
ББК 65.291.21
Т74
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Л.А. ЮнУсов
доктор физико-математических наук, профессор в.в. МАКРУсев
Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: Монография /
Тебекин А.в., Мантусов в.Б. M.: РИо Российской таможенной академии,
2016. 312 с.
ISBN 978-5-9590-0866-6
Рассмотрены сущность и содержание теории управления, эволюция управленческой
мысли, новая управленческая парадигма, теоретические основы управления
и современное состояние теории управления. Представлены технологии управления
социально-экономическими системами: технология разработки управленческих решений,
технология управления организационными изменениями, технология коммуникационных
процессов в организации, технология управления конфликтами
организации, информационные технологии в деятельности организации. Изложены
прикладные аспекты управления государственными и частными организациями,
стратегического управления организацией, управления персоналом организации, антикризисного
управления, управления инновационной деятельностью организации,
управления качеством, управления материальными потоками, управления финансами,
управления инвестициями, управления проектами, управления рисками деятельности
организации, управления производством, экологического менеджмента.
Предназначена для широкого круга читателей: студентов, аспирантов, докторантов
и профессионалов-практиков как в сфере государственного и муниципального
управления, так и в сфере управления коммерческими организациями.
© Тебекин А.в., Мантусов в.Б., 2016
© Российская таможенная академия, 2016
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ввеДенИе ...................................................................................................................9
Глав а 1. МеТоДоЛоГИчесКИе основы ТеоРИИ УПРАвЛенИя ........11
1.1. общая схема системы управления ..................................................................11
1.2. Типовые варианты систем управления ...........................................................12
Глав а 2. БАзовые КАТеГоРИИ ТеоРИИ УПРАвЛенИя ...........................17
2.1. общая характеристика базовых категорий теории управления ...................17
2.2. законы управления ...........................................................................................20
2.3. Принципы управления .....................................................................................23
Глав а 3. ЭвоЛЮцИя УПРАвЛенчесКой МысЛИ ....................................28
3.1. Исторические этапы и тенденции развития управленческой науки ............28
3.2. основные причины превращения управления в науку .................................29
3.3. Развитие менеджмента
в первой половине XX в. ..................................................................................31
3.4. Развитие менеджмента
во второй половине XX в. ................................................................................36
3.5. Развитие менеджмента
в начале XXI в. ..................................................................................................40
Глав а 4. основные нАУчные ПоДхоДы К УПРАвЛенИЮ
оРГАнИзАцИей ..................................................................................42
Глав а 5. ФУнКцИонАЛьное РАзДеЛенИе ТРУДА КАК оБъеКТ
УПРАвЛенИя .......................................................................................46
5.1. Функциональное разделение труда в организации
как источник повышения эффективности ее деятельности ..........................46
5.2. особенности реализации функций управления,
обусловленные внутренней и внешней средой организации .......................48
5.2.1. внутренняя среда организации и ее влияние на реализацию
функций управления .........................................................................48
5.2.2. внешняя среда организации
и ее управляемость ............................................................................53
3
Стр.4
Глав а 6. АнАЛИз КАК ФУнКцИя УПРАвЛенИя ........................................56
6.1. общая характеристика анализа как функции управления ............................56
6.2. Предметные области анализа внутренней и внешней среды .......................59
6.3. особенности анализа коммерческих и некоммерческих организаций,
социально-экономических систем государственного и муниципального
управления .........................................................................................................61
Глав а 7. ФУнКцИя МАРКеТИнГА ..................................................................63
7.1. содержание и базовые категории маркетинга
как функции управления ..................................................................................63
7.2. Концепции, стратегии и виды маркетинговой деятельности .......................67
7.3. Технологии маркетинговой деятельности ......................................................71
7.4. Маркетинг как предплановая функция управления ......................................74
Глав а 8. ПЛАнИРовАнИе КАК ФУнКцИя УПРАвЛенИя ........................76
8.1. сущность и основные принципы планирования ...........................................76
8.2. содержание, задачи внутрифирменного планирования
на предприятии. виды планов .........................................................................79
8.3. основные методы планирования и прогнозирования ...................................82
8.3.1. Понятие и методы планирования. ....................................................82
8.3.2. Понятие, методы и модели прогнозирования .................................84
8.4. оценка эффективности и результативности планирования .........................87
8.5. особенности планирования в сфере государственного
и муниципального управления ........................................................................88
Глав а 9. оРГАнИзАцИя КАК ФУнКцИя УПРАвЛенИя ............................90
9.1. содержание, сущности и основные принципы реализации
функции организации .......................................................................................90
9.2. Технологии осуществления функции организации .......................................91
Глав а 10. ФУнКцИИ КонТРоЛя, РеГУЛИРовАнИя
И КооРДИнАцИИ ДеяТеЛьносТИ ...............................................99
10.1. Контроль деятельности организации: задачи и основные аспекты .............99
10.2. Принципы контроля деятельности организации .........................................100
10.3. Процесс контроля. Механизмы
и виды контроля ..............................................................................................101
10.4. Регулирование и координация деятельности ...............................................108
4
Стр.5
Глав а 11. ФУнКцИя МоТИвАцИИ .................................................................110
11.1. содержание и сущность мотивации.
значение мотивации для управления организацией ...................................110
11.2. Теоретические основы мотивации и стимулирования деятельности ........112
11.3. основы мотивации и стимулирования
деятельности персонала в интересах организации .....................................115
Глав а 12. ТехноЛоГИИ ПРИняТИя УПРАвЛенчесКИх РешенИй ...119
12.1. сущность управленческого решения
и организационные основы его разработки .................................................119
12.2. основные этапы разработки и принятия управленческих решений .........122
12.3. Модели разработки и принятия управленческих решений ........................124
12.4. Распределение ролей менеджеров в принятии
и реализации процессов принятия решений ................................................128
Глав а 13. МеТоДоЛоГИчесКИе АсПеКТы ПРоцессА
РАзРАБоТКИ И хАРАКТеРИсТИКА КЛАссов
МеТоДов ПРИняТИя УПРАвЛенчесКИх РешенИй ...........134
13.1. Методологические аспекты
процесса разработки управленческих решений ..........................................134
13.2. характеристика классов методов принятия
управленческих решений ...............................................................................135
13.2.1. общенаучные методы управления ................................................135
13.2.2. Методы принятия решений на основе
традиционных способов обработки информации ........................137
13.2.3. Методы принятия решений на основе
детерминированного факторного анализа ....................................140
13.2.4. Методы принятия решений на основе
стохастического факторного анализа ............................................142
13.2.5. Методы принятия решений на основе
оптимизации показателей эффективности ....................................143
13.2.6. Методы принятия решений, базирующиеся
на основе анализа схем стратегического развития
экономических систем ....................................................................145
13.2.7. Методы принятия решения о стратегии развития
экономических систем с позиций оценки их
рыночной конкурентоспособности ................................................146
13.2.8. Методы принятие решений, основанные
на управлении персоналом .............................................................148
5
Стр.6
13.2.9. Методы принятия решений, основанные
на инструментах управления качеством .......................................149
13.2.10. Методы принятия решений на основе теории квалиметрии .......152
13.2.11. Методы принятия решений, основанные на поиске
инновационных путей развития .....................................................154
13.2.12. Методы принятия управленческих решений
на основе бизнес-моделей новаторов бизнеса ..............................160
13.2.13. Методы принятия управленческих решений,
основанные на комплексном экономическом анализе
хозяйственной деятельности (АхД) организации .......................161
13.2.14. Методы принятия управленческих решений,
основанные на принципах классического
проектного управления ...................................................................163
13.2.15. Методы принятия управленческих решений,
основанные на принципах управления проектами
и программами .................................................................................164
13.2.16. Методы принятия управленческих решений,
основанные на оценке активов и капитала
экономических систем (предприятий) ..........................................167
13.2.17. Методы принятия управленческих решений,
связанные с управлением структурой капитала
экономических систем ....................................................................168
13.2.18. Методы принятия управленческих решений
инвестиционного характера, основанные
на оценке стоимости капитала экономических систем ...............170
13.2.19. Методы принятия управленческих решений,
основанные на анализе инвестиционных возможностей
экономических систем ....................................................................171
13.2.20. Методы принятия управленческих решений,
основанные на оценке перспектив развития
производственно-хозяйственной деятельности
экономических систем, с учетом их инновационного
потенциала и инвестиционных возможностей .............................172
13.2.21. Методы принятия управленческих решений, основанные
на оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности
экономических систем ....................................................................176
13.2.22. Методы принятия управленческих решений на основе
маркетинговых исследований ........................................................182
13.2.23. Методы принятия управленческих решений в условиях
антикризисного управления ...........................................................184
6
Стр.7
13.2.24. Методы принятия управленческих решений
на основе технологий организационного управления .................195
13.2.25. Методы принятия управленческих решений
на основе технологий тайм-менеджмента ....................................207
Глав а 14. ТехноЛоГИИ ФоРМИРовАнИя И РАзвИТИя
оРГАнИзАцИонной КУЛьТУРы ...................................................... 213
Глав а 15. ЭТАПы РАзвИТИя оРГАнИзАцИонной КУЛьТУРы .............222
Глав а 16. ТИПы И ФУнКцИИ оРГАнИзАцИонной КУЛьТУРы ............229
Глав а 17. УРовнИ ИзУченИя оРГАнИзАцИонной КУЛьТУРы ..........240
17.1. Уровни изучения организационной культуры..............................................240
17.2. Развитие организационной культуры ...........................................................243
Глав а 18. вЛИянИе КоРПоРАТИвной КУЛьТУРы
нА жИзнеДеяТеЛьносТь оРГАнИзАцИИ ..............................250
Глав а 19. ТехноЛоГИИ ЛИДеРсТвА И вЛАсТИ
в оРГАнИзАцИИ ...............................................................................255
19.1. содержание и сущность лидерства ...............................................................255
19.2. особенности личностных качеств руководителя ........................................257
Глав а 20. сТИЛИ ПРоявЛенИя ЛИДеРсТвА ..............................................262
20.1. стили руководства ..........................................................................................262
20.2. Лидерские качества. Требования к человеку,
стремящемуся стать лидером ........................................................................266
20.3. особенности лидерства в государственном управлении ............................268
Глав а 21. ТехноЛоГИИ КоММУнИКАцИонных ПРоцессов
в оРГАнИзАцИИ ...............................................................................271
21.1. Понятия, элементы и этапы процессов коммуникации в организации ........271
21.2. основные проблемы межличностных
и межгрупповых коммуникаций ...................................................................274
Глав а 22. ИнФоРМАцИонные ТехноЛоГИИ
в ДеяТеЛьносТИ оРГАнИзАцИИ...............................................277
22.1. Методология информатизации управленческой деятельности
в организации ..................................................................................................277
7
Стр.8
22.2. Информационные потоки в управлении .......................................................279
22.3. система сбора, обработки, хранения, передачи
и представления информации при управлении организацией ...................281
Глав а 23. МеТоДоЛоГИя ТехнИчесКоГо
И ПРоГРАММноГо оБесПеченИя ИТ И Ис
в УПРАвЛенИИ оРГАнИзАцИей .................................................286
Глав а 24. ТехноЛоГИИ ИнДИвИДУАЛьноГо
И ГРУППовоГо УПРАвЛенИя ......................................................293
24.1. Условия, определяющие эффективность работы
человека и группы в организации .................................................................293
24.2. Этапы развития группы в организации
и эффективные стили руководства их сопровождающие ...........................296
Глав а 25. ТехноЛоГИИ УПРАвЛенИя КонФЛИКТАМИ
в оРГАнИзАцИИ ...............................................................................299
25.1. Понятие конфликта и его роль в деятельности организации .....................299
25.2. Причины возникновения и процессы развития конфликтов
в организации ..................................................................................................301
25.3. Переговоры как способ выхода из конфликтной ситуации ........................303
зАКЛЮченИе .........................................................................................................307
ЛИТеРАТУРА ............................................................................................................308
8
Стр.9