В.И. Столяров СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Спартианский Гуманистический Центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма В.И. Столяров СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Издательство «Максат» Бишкек – 2013 УДК 796/799 ББК 75.1 М. <...> Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что олимпийская педагогическая деятельность не сводится к формированию у детей и молодежи лишь знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении, т.е. к олимпийскому образованию. <...> Помимо знаний данная педагогическая деятельность должна быть ориентирована на формирование у детей и молодежи умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения – в соответствии с идеалами олимпизма. <...> Ценности олимпийского движения в кубертеновской концепции современного олимпизма……………………………………………. <...> Целостно-альтернативный (спартианский) способ организации игрового соперничества и сотрудничества ………………………. <...> В Олимпийской хартии используется оборот “Olympic education”, который в русском варианте текста хартии переведен как «олимпийское воспитание». <...> . В данной монографии в качестве основного использован термин «олимпийское воспитание». <...> Учитывая широкое распространение другого термина «олимпийское образование», иногда будет применяться термин «олимпийское воспитание (образование)». <...> На необходимость развертывания в олимпийском движении указанной педагогической деятельности указывал еще Пьер де Кубертен. <...> Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 году создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». <...> 5 марта 1994 г. Олимпийский комитет России и Минобразование <...>
Система_олимпийского_образования,_воспитания_и_обучения_Монография_.pdf
В.И. Столяров
СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Стр.1
Спартианский Гуманистический Центр
Российского государственного университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма
В.И. Столяров
СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Издательство «Максат»
Бишкек – 2013
Стр.2
УДК 796/799
ББК 75.1
М. 85
Столяров В.И.
Система олимпийского образования, воспитания и обучения: Монография. – Бишкек:
Издательство «Максат», 2013. – 462 с.
ISBN 978-9967-31-033-9
В данной монографии автор впервые излагает целостную систему олимпийского
образования, воспитания и обучения. При этом он опирается на собственный многолетний (с
1984 г.) опыт научной разработки проблем этой педагогической деятельности, а также на
критическое осмысление результатов их решения учеными и специалистами-практиками
других стран.
Особое внимание уделяется обоснованию положения о том, что олимпийская педагогическая
деятельность не сводится к формированию у детей и молодежи лишь знаний об
Олимпийских играх и олимпийском движении, т.е. к олимпийскому образованию. Помимо
знаний данная педагогическая деятельность должна быть ориентирована на формирование у
детей и молодежи умений, навыков, интересов, потребностей, и главное – реального поведения
– в соответствии с идеалами олимпизма. Такая ориентация олимпийской педагогической
деятельности предполагает использование комплекса не только традиционных, но также инновационных
форм и методов, которым в данной работе уделяется основное внимание.
Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и
взгляды других авторов – как отечественных, так и зарубежных – по обсуждаемым проблемам
олимпийского образования, воспитания и обучения. В конце монографии приводится
литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель.
Монография предназначена в первую очередь для педагогов – организаторов олимпийского
воспитания, а также для исследователей, занимающихся разработкой проблем этой
педагогической деятельности. Вместе с тем она представляет интерес для всех, кого интересуют
проблемы олимпийского образования, воспитания и обучения.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
О.В. Козырева – доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
М 4201000000-13
ISBN 978-9967-31-033-9
УДК 796/799
ББК 75.1
© Столяров В.И., 2013
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………… 5
Глава 1. Основные понятия и концептуальные положения……
10
1.1. Постановка проблемы ……………………………………………….. 10
1.2. Общее понятие социализации……………………………………… 16
1.3. Общее понятие воспитания ………………………………………….. 24
1.4. Основные идеи и идеалы гуманизма………………………………… 28
1.5. Гуманистическая интерпретация социализации и воспитания……. 39
1.6. Понятие спорта……………………………………………………….. 46
1.7. Понятие культуры……………………………………………………. 52
1.8. Спортивная культура………………………………………………… 62
1.9. Ценности олимпийского движения в кубертеновской концепции
современного олимпизма……………………………………………. 74
1.10. Современные интерпретации олимпийской концепции
Кубертена и ценностей олимпизма …………………………………. 96
1.11. Олимпийская культура личности.................................................... 118
1.12. Основные задачи олимпийского воспитания……………………... 123
1.13. Олимпийское воспитание, образование, обучение
(в узком смысле)................................................................................. 133
1.14. Необходимость олимпийского воспитания………………………...134
1.15. Теория олимпийского воспитания как элемент
олимпийской социальной педагогики ............................................ 142
Глава 2. Методы воспитания общего позитивного отношения
к спорту ……………………………………………………………………… 144
2.1. Методы воспитания исходных спортивных знаний,
умений и навыков……………………………………………….……...144
2.2. Методы воспитания позитивной оценки спорта……………………. 145
Глава 3. Методы воспитания олимпийского отношения
к спорту………………………………………………………………………... 167
3.1. Постановка проблемы (нужны ли какие-то особые методы
воспитания олимпийского отношения к спорту)…………………….167
3.2. Методы олимпийской информационно-просветительской,
образовательной деятельности………………………………………. 182
3.3. Олимпийские соревнования как метод олимпийского
воспитания…………………………………………………………….. 213
3.4. Новые принципы подхода к программе спортивного
соревнования…………………………………………………………...226
3.5. Новые принципы подхода к определению и поощрению
достижений участников спортивного соревнования…………………238
3.6. Новые принципы подхода к составу участников спортивных
соревнований …………………………………………………………...246
3
Стр.4
3.7. Инновационные методы повышения ориентации
участников спортивных соревнований на сотрудничество………… 249
3.8. «Адаптационная модификация» спортивных соревнований
(вида спорта)………………………………………………………… 257
3.9. Целостно-альтернативный (спартианский) способ организации
игрового соперничества и сотрудничества ………………………... 261
3.10. Принципы гуманистической педагогики и психологии
в спортивной подготовке……………………………..305
Глава 4. Значение и социальные барьеры эффективности
олимпийского воспитания и его методов ……………………………………309
4.1. Социально-педагогическое значение олимпийского
воспитания и его методов……………………………………………..309
4.2. Социальные барьеры эффективности олимпийского
воспитания и его методов................................................................... 327
Заключение...........................................................................................................365
Приложение ……………………………………………………………………………… 368
Литература………………………………………………………………………………. 382
Именной указатель……………………………………………………………………… 440
4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все более важное значение в системе современного образования и воспитания
детей и молодежи придается педагогической деятельности, которая призвана
содействовать их приобщению к ценностям олимпийского движения.
Для ее обозначения используют различные термины. Чаще всего ее называют
«олимпийским образованием». В Олимпийской хартии используется оборот
“Olympic education”, который в русском варианте текста хартии переведен
как «олимпийское воспитание». Иногда применяются другие термины, например:
«воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе соблюдения принципов
олимпизма», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание
внутри олимпийского движения», «воспитание в духе олимпийских идеалов
и ценностей», «использование идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной
работе» и др. [Дьюри, 1974; Олимпийская хартия, 2008; Столяров,
1989в].
В данной монографии в качестве основного использован термин «олимпийское
воспитание». Учитывая широкое распространение другого термина
«олимпийское образование», иногда будет применяться термин «олимпийское
воспитание (образование)». Более подробно и специально данная терминологическая
проблема будет обсуждена ниже.
На необходимость развертывания в олимпийском движении указанной
педагогической деятельности указывал еще Пьер де Кубертен.
В 1979 году на Генеральной ассамблее всемирной ассоциации НОКов
(АКНО) НОК Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в
мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней, от начальных
школ до университетов. В Международной хартии физического воспитания и
спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители
почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные
программы социального и культурного развития воспитание детей
и молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции
3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и
спорту при ЮНЕСКО (1983 год) высказано пожелание ко всем государствамучастникам
Комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов
в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».
В Олимпийской хартии – главном официальном документе современного
олимпийского движения – специально подчеркивается, что Национальные
олимпийские комитеты должны всемерно содействовать олимпийскому
образованию детей и молодежи, пропаганде основополагающих принципов
олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому
воспитанию и спорту в школах и вузах.
В 1961 г. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» создана
Международная олимпийская академия (МОА) как организация при МОК, ответственная
за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского
движения.
5
Стр.6