О. М. Карпова УДК 81374 РОЛЬ ПИСАТЕЛЬСКИХ СЛОВАРЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНГЛИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ О. М. <...> Карпова Ивановский государственный университет Поступила в редакцию 30 сентября 2008 г. Аннотация: рассматриваются тенденции развития английской национальной лексикографии в ракурсе историко-типологического подхода, выработанного в отечественной теоретической лексикографии. <...> Особое внимание уделяется специальным словарям, оказавшим существенное влияние на формирование толковых словарей английского языка. <...> Впервые выдвигается авторская гипотеза о том, что именно писательские словари (главным образом, конкордансы и глоссарии Шекспира, Чосера, Мильтона) и конкордансы к английскому переводу Библии стали базой иллюстративных примеров для микроструктуры первых толковых словарей английского языка, включая авторитетный словарь С. <...> Abstract: this article covers the tendencies in the evolution of English national lexicography from the perspective of historical and typological approach elaborated in Russian theoretical lexicography. <...> Special attention is given to specialized dictionaries, which considerably contributed to the process of the English dictionary making. <...> The authors dictionaries (mainly concordances and glossaries of Shakespeare, Chaucer, and Milton) are considered to be the main sources of the illustrative examples for the microstructure of the first English glossaries and the explanatory dictionaries of the English language, S. <...> Она формировалась в течение многих веков под влиянием различных тенденций, исторически сложившихся в западноевропейских странах, где роль кодификатора нормы выполняли академии [1]. <...> Значительную роль в ее становлении оказали специальные словари английского языка, а именно: учебные, словари синонимов, правильного словоупотребления и во многом писательские справочники к сочинениям Чосера, Мильтона, Шекспира, а также конкордансы к Библии, история создания которых восходит к XVI в. <...> Эти словари постепенно выделились в отдельные специальные группы: учебную, писательскую и другую лексикографию и развивались параллельно со словарями национального языка, нередко дополняя их своим материалом и воздействуя на принципы их составления <...>