Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н. Кириловым (290,00 руб.)

0   0
Издательствотип. Губ. правл.
Страниц354
ID50938
Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н. Кириловым : Вып. 1 .— : тип. Губ. правл., 1845 .— 354 с. — URL: https://rucont.ru/efd/50938 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вт, в тхозав тныхъ книгахъ Аваддоыъ зам няетъ слова преисподняя смерть, а въ Апокалипсис названъ ангелом« бездны, царемъ уоісасной са ранчи, вышедшимъ из*ь той бездны для .наказанія беззаконвыхх. ньшъ огнемъ произвести зам шательство на абордируемомъ судн , по дойти къ нему бортъ о бортъ; потомъ закидываютъ на него дрекя (см. это ел. въ Приб. къ Словарю), привязанные ц пями къ тросамъ, посл чего, когда откроется воз можность безъ опасности перехо дить съ судна на судно, партіи солдатъ, вооруженыя пистолетами, ножа ми, алебардами и другими оружіями, бросаются на палубу непріятельскаго судна и рукопашный бои р шаетъ д ло. <...> — Кром того абордируютъко рабли и гребными судами (шлюпка ми), что бываетъ особенно удобно въ ночную пору. <...> Употребляется въ различныхъ наукахъ и въ разныхъ значеніяхъ, всегда однакожъ бол е или мен е удерживая силу своего настоящаго значенія. <...> Такъ напр. въ ФиЛОСОФІИ абсолготизмомъ называется стремленіе къ в чиому и безконечному, т. е. иеподлежащему условіямъ времени и пространства. <...> —Авангардоиъшш авангардгею во ФЛОТ называютъ передовую ласть Флота вли эскадры, которая обыкновенно составляетъ 'Д ихъ. <...> Но въ бол е т сномъ смысі «автоматомъ» называютъ машину, которая, им я наружный видъ какого - нибудь животнаго или челов ка, производитъ двпженія, свовственныя «игур , ею изображаемой. <...> Taкіе си лъчаш или выскочки (такъ большею частію величаютъ совре менники всякаго челов ка, р шаюгаагося размышлять по-своему, а не по чужой указк. ) составляютъ эпо хи въисторіп усп ховъчелов чества. <...> Главный харакпоказываетъ, что эту партію свобод теръ всего акаделичес/саго есть отно можно выпустить, не нарушая д леніе наукъ отъ общаго кругово т мъ <...>
Карманный_словарь_иностранных_слов,_вошедших_в_состав_русского_языка,_издаваемый_Н._Кириловым.pdf
т&ртъптхй ИНОСТРДЕНЫХЪ словъ, ДЗДІВіКІГМй 17. Кириловымь. 40%^MDCCCXLV.
Стр.1
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ съ т лгь, чтобы по напечатаыіп представлено было вт> Ценсурный Комитетъ узаконенное число экземпляровъ* С. Петербурга, Апр ля 5 дня 1845 года. Цснсоръ А. Крылова ВЪ ТИаОГРАФІЯ ГУБВРаСКАГО ОРЖВЛКИГЯ.
Стр.2
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ВЕЛИКОМУ князю МИХАИЛУ ПАВЛОВИЧУ, ГЛАВНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ВОЕННО-УЧЕБНЫХЪ ЗАВЕДЕПШ, Всепред анн йше аосвящаеті Николай Кирилов*.
Стр.3
X АБА АБАДОИИА. или АВАДДОИЪ. Вт, в тхозав тныхъ книгахъ Аваддоыъ зам няетъ слова преисподняя смерть, а въ Апокалипсис названъ ангелом« бездны, царемъ уоісасной саранчи, вышедшимъ из*ь той бездны для .наказанія беззаконвыхх. АББАТЪ. Въ старину на Запад такъ называли каждаго пожилаго монаха, но потом!) названіе это обратилось въ титулъ настоятелей католическаго монастыря. Съ IX стол тія государи начали раздавать св тсквшъ людязаъ, преимущественно военнымъ, богат йшіе монастыри [аббатства) и такимъ образомъ произошли аббаты военные и аббаты графы, которые пользовались доходами съ монастырей, предоставляя управленіе младшимъ аббатамъ, деканамъ и пріорамъ. Комендатурными аббатами назывались т , доходы которыхъ были опред леиы на столъ принцаыъ и прпнцессамъ королевской крови.— Настоятельницы женскпхъ монастырей — аббатиссы , пользовались т ми-же правами, какъ и аббаты. АБОРДАЖЪ. Сц плепіе двухъ воеиныхъ судовъ, сд ланное однимъ изъ нихъ съ ц лію овладеть другимъ. Въ настоящее время этотъ способ?, нападенія употребляется весьма р дко; но у древнихъ Римлянъ, Кар агеняяъ, Норманновъ бозъ него необходилось морское сраженіе. Усп хъ абордажа зависптъ отъ ум пья ложными маневрами поставить неприятельское судно въ положеніе самое удобное для свалки. Стараются сильАБР ньшъ огнемъ произвести зам шательство на абордируемомъ судн , подойти къ нему бортъ о бортъ; потомъ закидываютъ на него дрекя (см. это ел. въ Приб. къ Словарю), привязанные ц пями къ тросамъ, посл чего, когда откроется возможность безъ опасности переходить съ судна на судно, партіи солдатъ, вооруженыя пистолетами, ножами, алебардами и другими оружіями, бросаются на палубу непріятельскаго судна и рукопашный бои р шаетъ д ло. — Кром того абордируютъкорабли и гребными судами (шлюпками), что бываетъ особенно удобно въ ночную пору. АБРИСЪ. См. контуръ. АБСОЛЮТИЗМЪ. Слово, происходящее отъ Латинскаго absolutus — безусловный, неограниченный, совершенный. Употребляется въ различныхъ наукахъ и въ разныхъ значеніяхъ, всегда однакожъ бол е или мен е удерживая силу своего настоящаго значенія. Такъ напр. въ ФиЛОСОФІИ абсолготизмомъ называется стремленіе къ в чиому и безконечному, т. е. иеподлежащему условіямъ времени и пространства. Въ политике оно употребляется для означенія совершенно неограниченной монархіи. ft АВАИГАРДЪ. Передовой отрядъ, та часть войска, которая предшествуетъ главному корпусу, для того, чтобы обезопасить его отъ внезапнаго, неожпдапнаго нападснія , упрочить за нпмъ выгодные пункты, встр чающіеся на пути, собирать св д нія о 1
Стр.4
ABA сиіахъ непріятеля и проч. Численное отношевіс авангардныхъ войскъ ко всему войску опред ляется близостью непріятеля, м стоположеніемъ страны, презг которую проходятъ войска, и ц лію, съ которою оиъ бысаетъ отряженъ; равнымъ образомъ только по этимъ даниъшт» можно р шать соразы рность разных-ь родовъ войскъ, назначаеыыхъ Ъ авангардъ: когда нужно бол е жавалеріи, когда п хоты, когда необходиыа артиллерія, въ какихъ случаяхъ нельзя обойтись безъ инженеровь. —Авангардоиъшш авангардгею во ФЛОТ называютъ передовую ласть Флота вли эскадры, которая обыкновенно составляетъ 'Д ихъ. АВАНПОСТЪ. Передовые посты, которые обязаны охранять войска, расположенныя на м ст , отъ внезапнаго вападенія вепріятеля. (См. слова: ведет*, пикети, секретъ, рундъ, патруль.) АВГУРЫ. Римскіе жрецы, которые предсказывали будущее и волю боговъ по полету и крику птицъ, по молніи и ироч. АВТОМАТ!). Такъ называется вообще всякая машина, заключающая сама въ себ начало того движенія, которое она вроизводигь; напр. паровая машина, часы и т. п. Но въ бол е т сномъ смысі «автоматомъ» называютъ машину, которая, им я наружный видъ какого - нибудь животнаго или челов ка, производитъ двпженія, свовственныя «игур , ею изображаемой. АВТОРИТЕТЪ. Силамн нія, которое принимается безъ пов рки, безъ разсужденія, безъ критики. Такая дов ренність бываетъ заслуженная и незаслуженная, а потому и апторитетъ можетъ быть справедливый и несправедливый. Но такъ какъ очень часто пріобр таетса онъ самымъ незаслуженнымъ образомъ, то нельзя не приписать ему значительной части заблужденій, го-сподсгвующихъ въ 2 АВТ челов честв . Немногіе умы способу ны доходить до заключеній собственными силами; немногіе им ютъ столько отваги, чтобы подвергнуть безпристрастному разбору то, что считается непреложеымх и однажды навсегда доказаннымъ; немногіс, наковецъ, р шатсл сносить гоненія за свое безпристрастіе отъ т хъ, которые привыкли жить насл дственными л современными предразеудгсами, а не личными уб ждеаіями. Taкіе си лъчаш или выскочки (такъ большею частію величаютъ современники всякаго челов ка, р шаюгаагося размышлять по-своему, а не по чужой указк. ) составляютъ эпохи въисторіп усп ховъчелов чества. Такъ папр. Х П в къ зам чателенъ появленіемъ такихъ геніевъ, пробудившихъ въц ломъ челов честв свободное размышленіе, усыпленное въ Зередніе в ка религіознымъ изув рствомъ (фанатизмомъ) и младенческою робостью. До сего времени приговоры папъ и мв нія древнихъ греческихъ и латинскихъ писателей составляли все содержаніе науки; никому не приходило въ голову, чтобы Аристотель и латинская Церковь моглп въ чемъ-нпбудь заблуждаться. Немногіе мыслители, усомнившіеся въ в которыхъ мн ніяхъ, утвержденныхъ этимъ авторитетомъ, погибли на кострахъ. Декартъ (род. во Франции 4596), первый сталъ пропов дывать святость личнаго уб жденія и указалъ челов честпу средство сбросить съ себя оковы насл дственныхъ заблуждеиій. Онъ первый доказалъ, что, приступая къ изученію какогонибудь предмета, надо вообразить, что мы р шительно ни въ чемъ не ув рены предварительно и до т хъ поръ не. будемъ знать объ немъ, пока не уб димся въ основныхъ положеніяхъ и дальн йшихъ выводахъ собственнымъ своимъ уиомъ. Это ученіе открылочелов честву новый міръ, и какъ бы заставило его прозр ть. Множество умовъ устремилось по пути, указанному Декартомх и Евро
Стр.5