УДК 81’38;801.6;808 АВТОРСКАЯ РЕМАРКА В ДРАМЕ: СТАРЫЕ ТЕКСТЫ И НОВЫЕ ПАРАДОКСЫ (Рец. на книгу: Frйdйric Calas, Romdhane Йlouri, Saпd Hamzaoui, Tijani Salaaoui. <...> Le texte didascalique а l’йpreuve de la lecture et de la reprйsentation. <...> ) К. В. Толчеева Липецкий государственный педагогический университет Поступила в редакцию 27 февраля 2013 г. Рассматривая историю изучения феноменологических особенностей драмы отечественными и зарубежными исследователями, нетрудно проследить, как авторская ремарка, чья имманентность по отношению к структуре драматургического текста оставалась бесспорной со времен Поэтики Аристотеля, постепенно утрачивала свой статус «второстепенного», «вспомогательного» текста и, привлекая все больший круг ученых, сама становилась объектом, заслуживающим отдельного внимания. <...> Появление во Франции в 1984 г. статьи французского лингвиста Жана-Мари Томассо «Pour une analyse du para-texte thйвtral» ознаменовало собой новый, по-своему революционный этап в понимании этого «малоформатного» текста. <...> Говоря о целесообразности использования вместо уже устоявшихся в теории драмы терминов «дидаскалии» или «сценические указания», он не только ввел в научный обиход термин «паратекст» для обозначения этого метатекстового компонента, присущего драматической структуре. <...> Вводя разграничение понятий текст диалогический/ паратекст, исследователь подчеркивает, что предложенная другим французским ученым Р. <...> Ингарденом оппозиция текст основной/текст второстепенный (texte principal/texte secondaire) выглядит весьма спорной, поскольку она основана на идее иерархически структурированного дискурсивного пространства драмы. <...> Томассо, находится в противоречии как с чисто литературными, так и с ориентированными на сценическую препарацию установками текста. <...> В этом смысле отражением нового взгляда на статус ремарочной прозы в сложном пространстве драматургического лингвоэстетического дискурса является попытка определить паратекст, с одной стороны, как важный литературно-повествовательный <...>