Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота УДК 539.4(076.5) А. В. Синельщиков, Н. Н. Панасенко МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖЕСТКОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОНКОСТЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ ЗАМКНУТОГО ПРОФИЛЯ КОРАБЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Расчетный анализ корабельных, крановых и других машиностроительных конструкций, состоящих из тонкостенных стержней замкнутого профиля, на основе теории тонкостенных сварных и горячекатаных стержней, до настоящего времени остается предметом исследований. <...> Приведены теоретические основы построения математической модели тонкостенного стержня замкнутого профиля в местной системе координат при пространственном деформировании с учетом сдвига срединной поверхности. <...> Получены математические соотношения для построения матрицы жесткости тонкостенного пространственного стержня замкнутого профиля, которая может быть использована при статическом и динамическом расчетном анализе корабельных конструкций методом конечных элементов. <...> Ключевые слова: корпус судна, пространственный тонкостенный стержень замкнутого профиля, матрица жесткости, математическая модель, метод конечных элементов. <...> В настоящее время в строительной механике корабля [1] корпус плавающего судна рассматривается как тонкостенная балка переменного по длине коробчатого сечения (рис. <...> Тонкостенные элементы корабельных конструкций замкнутого профиля: тонкостенная балка по длине судна коробчатого сечения (а); днищевые перекрытия из коробчатых балок поперечной системы набора (б, в); продольной системы набора (г); коробчатое сечение корпуса танкера по бортовому отсеку (д) Под действием совокупности внешних и внутренних сил различной природы эта балка деформируется, в ее элементах возникают нормальные и касательные напряжения, следователь41 ISSN 2073-1574. <...> Кроме корпуса судна, как тонкостенной балки коробчатого сечения, отдельные элементы корпуса – перекрытия – представляют собой близкие к плоскостным конструкции, составленные <...>