Вопросы гуманитарных наук, №3, 2013 Потапчук О.М., кандидат исторических наук, профессор Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО НА АЛТАЕ В ГОДЫ НЭПА В первом же обращении Народного комиссариата по просвещению 29 октября 1917 года к гражданам России ставилась главная задача – добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности. <...> С установлением Советской власти началась кропотливая работа по созданию новой структуры управления народным образованием, определение политики власти в этом направлении и т.п. <...> Школьное дело передавалось органам местного самоуправления, которые наделялись полной автономией по отношению к государственным и муниципальным центрам. <...> В марте 1918 года при Алтайском губисполкоме был учреждён отдел народного образования. <...> Руководствуясь первыми декретами по народному образованию, партийные и советские органы приступили к практической деятельности, проводили разъяснительную работу о целях и задачах советской школы, организовывали совещания, на которых коллегиальным путём решали вопросы народного образования. <...> Но созидательная работа была прервана установлением военной диктатуры и образованием Временного Сибирского правительства. <...> По мере освобождения ряда районов Алтайской губернии возобновлялась работа по созданию единой трудовой школы. <...> После окончания гражданской войны были обнародованы постановление Совета Народных Комиссаров от 30 октября 1920 года и циркулярное предписание ВЦИК от 25 ноября 1920 года, согласно которым отделы по делам национальностей в губерниях и уездах приравнивались в правах и обязанностях к другим отделам исполнительных комитетов при Сибревкоме [1]. <...> Учитывая политическое, экономическое и территориальное положение алтайцев, 10 сентября 1921 года Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) принял решение о создании Ойротской автономной области (ныне Республика Алтай)[2]. <...> Становлению алтайской <...>