Н.С.Ежкова, докт.пед.наук, профессор кафедры
детской психологии и дошкольного образования
Тульского государственного педагогического
университета им. <...> Л.Н.Толстого
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Качественные
общества
перемены
характеризуются
социального
возрастанием
устройства
роли
современного
образования
-
самостоятельной структуры государства и мощного ресурса общественного
развития в целом. <...> Политические, экономические, технические реформы,
создание принципиально новых культурных условий жизнедеятельности
вызвали
необходимость
основательного
переосмысления
ценностей
образования, идеологии его функционирования, значимости конечных
результатов. <...> Это относится ко всем звеньям системы образования, включая
и дошкольное звено. <...> Перевод дошкольных учреждений в режим образования, повлекший за
собой переименование детских садов в дошкольные образовательные
учреждения (ДОУ), несомненно, позитивное явление современной жизни. <...> Вместе с тем, он спровоцировал целый ряд вопросов: что вкладывать в
понятие «дошкольное образование», в чем его смысл, значение, чему
отдавать приоритет образованию или воспитанию детей, как соотносятся
понятия «воспитание», «обучение» и «образование»? <...> До
настоящего времени педагогика дошкольного детства располагает весьма
незначительным количеством концепций, ориентированных на образование
дошкольников, раскрытие его содержательной и процессуальной сторон. <...> Несмотря
на
наметившиеся
позитивные
перемены
в
типах,
доминирующих направлениях функционирования дошкольных учреждений,
2
главными
причинами
выстроенности
сохранения
массовой
практики
стереотипности
их
работы
традиционной
является
сохранение
доминирования воспитывающей направленности и обучающих смыслов. <...> Придерживаясь мнения о том, что образование по своей сути есть
единство и взаимосвязь процессов <...>