Кириллов (кафедра высшей математики Московского энергетического института (технического университета); e-mail: AcademiaXXI@mail.ru) С помощью фактов из истории науки, техники, технологии и образования в статье описаны изменение науки на протяжении тысяч лет, отношение общества к науке, а также особенности ее использования в различные исторические периоды. <...> Сделаны выводы об организации системы образования, при которой фундаментальная наука сможет выполнить социальные роли в обществе. <...> С середины XIX в. для государственного финансирования науки используется новый канал — научно-исследовательские лаборатории и институты. <...> В СССР, в силу уникально сильной регулирующей роли советского государства, эти явления были особенно заметны. <...> Он писал: “Где общечеловеческое образование уже просветило все классы общества, там может развиться и самый утонченный — гуманный и реальный — специализм; там просвещенное общество сумеет уже само отличить истинного, научного специалиста от шарлатана, которому специализм служит только вывеской. <...> Что будет из нас, если мы, не приготовленные еще образовательной силой гуманизма, бросимся очертя голову на специальность? <...> Конечно, самую реальную и насущную, т.е. такую, которая, требуя как можно меньше общечеловеческого образования, обещает как можно более прибыли и выгод. <...> . Обратим внимание на то, как Пирогов охарактеризовал отношение российского общества к науке: приоритет всему, что, “требуя как можно меньше общечеловеческого образования, обещает как можно более 7 прибыли и выгод”. <...> Ведь общечеловеческое образование не имеет шансов просветить наше общество, поскольку специалитет изгоняет его из наших школ и вузов, хорошо понимая, кто его главный враг. <...> В этих условиях желательно иметь короткий текст, предназначенный для заучивания, в котором общедоступным образом объяснено, зачем нужна фундаментальная наука и что все потеряют, когда она у нас совсем захиреет. <...> Сейчас мы имеем <...>