Султанов ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛЫ СОВМЕЩЕНИЯ? <...> В ряду признаков негативной идентичности, выражением которой стал этноцентризм, выделим следующие: иррационально понятый коллективный интерес; идеократический характер, санкционирующий насилие по отношению к «другому»; бегство от сложности современного мира в среду, где доминирует доступная и легко обо110 ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛЫ СОВМЕЩЕНИЯ? зримая групповая лояльность; неадаптированность к современным информационным и технологическим вызовам. <...> Этноцентризм стал также инструментом изменения политического статуса клановородовых сообществ. <...> Речь идет о главном – о выборе между раскрепощением культурно-творческого потенциала и реализацией фундаментального права на развитие и перманентным кризисом, неуправляемом хаосе и превращении в конфликтогенную периферию со1. <...> Регион истосковался по возвращению созидательного смысла, по раскрепощению культурнотворческого потенциала, которые позволят реализовать право на развитие, перейти от тактики выживания к стратегии достойной жизни. <...> Г. Федотов, раздраженный культурной политикой большевиков, поначалу дал волю сарказму: «Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтел112 ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛЫ СОВМЕЩЕНИЯ? лигенции». <...> Конституционно закрепленное понятие «многонациональность» предполагает спектр определенных культурных и политических коннотаций, исключающих абсолютизацию различия как такового: союз народов (с уточнением: исторически выстраданный), мир миров, многонародное евразийское мироустройство. <...> Речь идет об одной из тех задач, стоящих перед Россией, которые для нее неизменно стратегические, всегда жизненно важные: сохранить на любом историческом перевале философию и идеологию межэтнического согласия <...>