28 ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА ПРОБЛЕМА чтения и понимания текста сегодня как нельзя актуальна. <...> На фоне всеобщего «благополучия» «самой читающей в мире страны» их робкие голоса становились все более встревоженными до тех пор, пока не прогремели как гром среди ясного неба данные отчетов международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2000. <...> Оказалось, что российские пятнадцатилетние школьники по уровню грамотности чтения оказались на 27-29-м местах среди 32 индустриально развитых стран мира. <...> В последнем опубликованном тестировании (2009 г.) наши учащиеся показали 43 результат из 65. <...> Данные за 2012 год еще не обнародованы, но уже ясно, что наши достижения в области грамотности чтения среди девятиклассников не становятся лучше. <...> Интересно, что в то же самое время результаты РФ в другом международном исследовании уровня читательской грамотности – PIRLS, среди четвероклассников, – более чем обнадеживающие: в 2001 г. двенадцатое место, в 2006 г. – первое, в 2011 г. – второе. <...> Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. <...> Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы. <...> Именно поэтому методической темой для самообразования я определила «Обучение пониманию текста на уроках русского языка в 5-м классе». <...> Что же в современном обществе понимается под читательской грамотностью? <...> Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексия на них. <...> Иными словами, умение понимать и интерпретировать текст, то есть, как сейчас принято говорить, – универсальное учебное умение. <...> Именно эта способность является главной составляющей грамотности современного человека (а не то, что часто имеют в виду под этим термином у нас, – орфографическую <...>