В 1969 г. поступила в аспирантуру Психологи ческого института, в 1975 г. защитила под руководством Н.И. Жинкина кандида тскую диссертацию «Смысловая структура текста как фактор его понимания». <...> Ра ботает в Психологическом институте с 1971 г. сначала в лаборатории мышления и речи (переименованной позже в лабораторию Психологии развития познава тельных процессов), затем — в лаборатории психологии одаренности. <...> Область интересов: исследование смысловой структуры текста и выявление закономер ностей его понимания; возможности представления знаний в виде предметной структуры, позволяющей прогнозировать понимание текста; анализ взаимосвязи творческого и интеллектуального развития учащихся в процессе понимания текс та. <...> Основные труды: Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания / Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности челове ка. <...> М., 1979; Понимание и усвоение знаний / Развитие творческой активности школьников. <...> М., 1991; Диагностика познавательного развития на основе понима ния текста // Психологическая диагностика. <...> № 1; Проявления познаватель ной активности в процессе понимания и возможности познавательного развития // Психология и школа. <...> № 2; Развитие процесса осмысления как условие эффективного усвоения знаний // Актуальные проблемы современного образо вания: развитие, здоровье, эффективность: материалы VII Международной науч. практ. конф., М., 2011. <...> Г.Д. ЧИСТЯКОВА Понимание текста в процессе чтения Понимание составляет основу познания и осмысления человеком окружаю щего мира, причин явлений и поступков людей, самого себя… <...> В процессе пони мания выявляются суть материала, его существенные связи… осознается понятое. <...> <…> Семиотический анализ языкового знака в контексте его коммуникативной функции позволил Н.И. Жинкину (1970, 1972, 1982) перейти… к структуре обоз наченных в тексте предметных отношений, раскрывающих основной предмет со общения — тему <...>