быть полезными при формировании у школьников полноценных понятий «суще ствительное», «глагол», «прилагательное», «предлог». <...> Формальнограмматические вопросы при определенном их употреблении мо гут быть полезными для формирования синтаксических понятий, а также для дифференциации частей речи и членов предложения. <...> Однако они не должны подменять собой использование грамматических приз наков изучаемых явлений языка. <...> : Просвещение, 1964 С.Ф. ЖУЙКОВ Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку Глава IV. <...> Психологические предпосылки младших школьников усваивать грамматику и правописание на теоретической основе Типические различия младших школьников в умственной деятельности и обучаемости <…> В своем исследовании мы исходили из диалектического единства успеш ности учения и развития, причем ведущим в этом единстве считаем интеллекту альное развитие школьников. <...> Практически это означает, что у обучающихся де тей прежде всего развивается способность к учению, к усвоению изучаемого пред мета, интеллектуальные умения. <...> В соответствии с этим мы признаем, что возможны единые критерии успешности учения и умственного развития. <...> Выпол нение типичного для теоретического анализа языка действия (абстрагирование, осознавание и соотнесение значений и форм) является непременным условием усвоения грамматических понятий и вместе с тем критерием умственного разви тия школьников. <...> Таковыми же являются и другие грамматикоорфографические действия, в частности: а) осознание слова как предмета анализа, различение слова как зву кового (звукобуквенного) комплекса и обозначаемого им факта, явления действительности; б) словоизменение, преобразование слов (использование основного приема формирования грамматических, теоретических обобще ний); в) рассмотрение объектов изучения (слов, звуков и др.) с разных точек зрения, в разных аспектах, отношениях <...>