Наряду с дифференциацией понятий, в неразрывной связи с процессом долж но осуществляться в учебнике установление связей как между отдельными поня тиями (и их системами), так и между различными этапами в раскрытии одного и того же понятия. <...> Психологические требования к учебнику // Известия Академии педагогических наук РСФСР. <...> ЖИНКИН Николай Иванович(1893—1979) — специалист в области психолингвис тики, психологии мышления и речи, психологии искусств (кинематографии). <...> В 1916 г. окончил философское отделение историкофилологического факультета Моско вского университета, но уже с 1914 г. работал в Институте психологии и был членом Московского лингвистического кружка, где общение с P. <...> С 1923 г. — сотрудник Государственной Академии художественных на ук (ГАХН), в 1940—1970е гг. — сотрудник Института психологии. <...> В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии», в 1959 г. — докторскую диссертацию «Механизмы речи», где впервые в мировой науке дал понятие речедвигательного анализатора как многоуровневого механизма речи в противовес бытующему понятию «органы речи». <...> Одним из пер вых начал исследование текста как целого, как самостоятельной единицы психоло гического и лингвистического анализа. <...> Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов прог раммированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения языка и текста. <...> Член Союза кинематографистов СССР, создатель нескольких научнопо пулярных фильмов; за фильм «В глубину живого» (1966) удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР. <...> Основные труды: Развитие письменной речи уча щихся III–VII классов // Известия АПН РСФСР. <...> М., 1964; Психологические осно вы развития речи // В защиту живого слова. <...> М., 1966; Грамматика и смысл (Разбор случая семантической афазии у ребенка) // Язык и человек. <...> М., 1982; Психологические основы развития мышления <...>