Основные труды: Мышление и речь: Психологи ческие исследования / Под ред. <...> Л.С. ВЫГОТСКИЙ Предыстория развития письменной речи В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе культур ного развития ребенка. <...> Ребенка учат выводить буквы и складывать из них слова, но не обучают его пись менной речи. <...> Сам механизм чтения настолько выдвигается вперед, что заслоняет собой письменную речь как таковую, изза чего обучение механизму письма и чтения преобладает над разумным пользованием этим механизмом. <...> Нечто подоб ное происходило и при обучении глухонемых устной речи, когда все внимание учителей было направлено на выработку у детей правильной артикуляции, поста новки отдельных звуков и четкого их выговора. <...> За техникой произношения глухо немой ученик не замечал самой устной речи. <...> Как правильно замечали противники этого метода, детей обучали не устной речи, а произношению слов. <...> То же самое часто происходит и при обучении пись му. <...> Школьников обучают не письменной речи, а написанию слов, и в значитель ной степени поэтому обучение письменной речи еще не поднялось выше уровня традиционного право и чистописания. <...> И поэтому вопрос об обучении этой речи до сих пор остается открытым. <...> В отличие от обучения устной речи, в ко торую ребенок врастает сам собой, все обучение письменной речи строится на ис кусственной выучке, требующей громадного внимания и сил со стороны учителя и ученика и вследствие этого превращающейся в нечто самодовлеющее, по срав нению с чем живая письменная речь отступает на задний план. <...> Овладение письменной речью означает для ребенка овладение особой и чрезвычайно сложной символической системой знаков. <...> Это значит, что письменная речь состоит из системы зна ков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений <...>