УДК 159.9 КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Иванов Антон Александрович, соискатель кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: ivanov@raneks.ru АННОТАЦИЯ Рассматриваются и сопоставляются характеристики и особенности коммуникативной активности руководителей, отличающихся разным уровнем управленческой эффективности. <...> Вводится понятие «коммуникативного пространства» личности, позволяющее целостно анализировать показатели коммуникативной активности высокоэффективного руководителя, что, в свою очередь, открывает новые возможности прогноза его эффективности в будущем. <...> Эффективность деятельности руководителя, как наиболее явное отражение его развития [11, 12], роста его профессионализма, рассматривается сегодня с разных точек исследовательского зрения. <...> Так, показаны особенности становления профессионального «Я» [1], иных составляющих общей системы самоотношения личности, интегрирующихся в понятие Я-концепции [2, 7, 8]. <...> Эффективность руководителя как лидера анализируется и экспериментально изучается посредством анализа его эмоционального интеллекта [9], а также во взаимодействии его с организационной культурой предприятия, носителями и трансляторами которой являются сотрудники, персонал, окружение этого лидера [10]. <...> Способность и готовность руководителя исполнять разные социальные роли, быть гибким, служить своеобразным «ансамблем» социальных ролей, множественность которых, по некоторым данным [6], прямо коррелирует с успешностью, изучаются не только на уровне прикладных психологических исследований [8, 11], но и на философском уровне [3, 5]. <...> Таким образом, во многих работах, в том или ином контексте, прямо или косвенно затрагивается тема коммуникативной активности и компетентности руководителя <...>